Saratov JOURNAL of Medical and Scientific Research

№3, 2010, volume 6

Contribution of Physico-medical society to development of medical education and health care in Saratov region (to the 150th anniversary)

Year: 2010, volume 6 Issue: №3 Pages: 730-737
Heading: Scientific schools Article type:
Authors: Popkov V.M., Zavyalov A.I., Lutsevich I.N., Myasnikova I.V., Raikova S.V.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article presents data of history of organization, scientific and practical function of the Physico-medical society and its contribution to the development of medical education and health care in the Saratov region in the second half of the 19th and beginning of the 20th centuries

AttachmentSize
201003_730_737.pdf1.26 MB

Endoscopic recanalization of colon at tumour impassability

Year: 2010, volume 6 Issue: №3 Pages: 727-729
Heading: Surgery Article type: Original article
Authors: Shapkin Yu.G., Uryadov S.E., Chalyk Yu.V., Potakhin S.N.
Organization: Saratov State Medical University, Saratov Clinical Hospital N 8
Summary:

In article value of a full or partial endoscopic recanalization of colon stenosing tumours in preoperative decompression and performance of delayed operative measure with applying a primary colic anastomosis is established

AttachmentSize
201003_727_729.pdf224.64 KB

Analysis of structure of late posthospitalized chronic recurrent purulent wound complications after operations on organs of abdomen and retroperitoneum

Year: 2010, volume 6 Issue: №3 Pages: 722-727
Heading: Surgery Article type: Original article
Authors: Khromova V.N.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

Materials for this research were the results of complex examination and surgical treatment of 395 patients with chronic recurrent posthospitalized purulent wound complications re-admitted to the department of purulent surgery of City Clinical Hospital №2 n.a. VI. Razumovsky over five-year period; for the period from 2 months to 38 years after the primary undergone surgery on organs of abdominal and retroperitoneal space. On the basis of clinical data, surgical and biopsy material and operating discoveries the frequency and nature of postoperative complications of wound process during the remote posthospitalized period were studied. Structure of recurrent inflammatory purulent processes represented 4 groups of complications: I - «ligature» complications - 107 (27,1%); II - nonligature genesis complications- 199 (50,4%); III -complications that are not related to the transferred operations-25 (6,3%); IV-complications due to a combination of reasons - 64 (16,2%). Clinical pathological processes in each group of complications were determined in the form of abscesses, fistulas, infiltrates in the projection of postoperative scar and classified in the case history as «ligature». By etiology, pathogenesis and morphology they presented a variety of nosological forms. Each clinical and morphological form had its own nuances of the clinical course, treatment and prognosis, which were not occurred during routine diagnostic methods. They occurred to be visible during retrospective analysis and had practical significance in the correct choice of surgical treatment

AttachmentSize
201003_722_727.pdf282.13 KB

Endoscopic hemostasis at colic bleedings

Year: 2010, volume 6 Issue: №3 Pages: 719-722
Heading: Surgery Article type: Original article
Authors: Uryadov S.E., Shapkin Yu.G., Kapralov S.V.
Organization: Saratov State Medical University, Saratov Clinical Hospital N 8
Summary:

The article specifies possibilities of colonoscopy in diagnostics of reasons and intensity of colonic bleedings; complex evaluation of endoscopic methods efficacy of hemostasis is given at continued colonic bleedings; value of these methods in preventive maintenance of bleeding relapses is established

AttachmentSize
201003_719_722.pdf247.48 KB

Splenic trauma: specificity of immune status in remote post-operative period

Year: 2010, volume 6 Issue: №3 Pages: 716-719
Heading: Surgery Article type: Original article
Authors: Masliakov V.V., Kirichuk V.F., Chumanov A.Yu.
Organization: Saratov State Medical University, Saratov Military Medical Institute
Summary:

The article provides a comparative analysis of the immune status in remote post-operative period in patients subjected either to splenectomy or autolientransplantation or to organ-saving operation on spleen

AttachmentSize
201003_716_719.pdf285.35 KB

The differential approach to estimation of renal damage in the patients with nephrolithiasis by means of noninva-sive markers

Year: 2010, volume 6 Issue: №3 Pages: 708-715
Heading: Urology Article type: Original article
Authors: Rossolovsky A.N., Glybochko P.M., Popkov V.M., Polozov A.B., Ponukalin A.N., Zakharova N.B., Berezinetz O.L., Blumberg B.I.
Organization: Saratov State Medical University, Saratov State Cardiosurgical Centre, First Moscow State Medical University n.a. I.M. Sechenov
Summary:

The aim of this study was the estimation of clinical importance markers of renal damage at surgical treatment of nephrolithiasis. We studied results of operations in 110 patients with nephrolithiasis. The study presents new candidates for biochemical markers of acute kidney injury and renal interstitial fibrosis, with potentially high sensitivity and specificity. In this study were measured the concentrations of these biomarkers in urine. We suggested, that increased concentrations molecular mediators of renal damage (L2, IL-18) and interstitial fibrosis (MCP-1, TGFp, IGF1) in the patients with nephrophibrosis and strongetubulointerstitial injury, saved long-time period after operation, has been shown of progression chronic kidney disease

AttachmentSize
201003_708_715.pdf1.25 MB

Actual aspects of chronic cystitis pharmacotherapy in women in exacerbation period

Year: 2010, volume 6 Issue: №3 Pages: 705-708
Heading: Urology Article type: Original article
Authors: Kurnosova N.V., Kuzmenko A.V., Kuzmenko V.V.
Organization: Voronezh State Medical Academy
Summary:

60 women were examined with the diagnosis of chronic cystitis in exacerbation period. Cystoscopy with biopsy of urinary bladder mucous was made on the first day and the tenth day. The patients were examined by means of the battery of psychometric and psychological methods. Women were divided into two equal groups. The first group took Furamag, the second group - Furamag and Adaptol. The patients complained of dysuria on the first day There was moderate leukocyturia in the urinalysis. Intensive leukocytic infiltration was determined in the biopsy of urinary bladder mucous. In assessing psychic status in patients, the tendency to social isolation was determined in both groups for the first day Laboratory findings were normalized on the tenth day; the dysuria was cropped in both groups in 100 %. Leukocytic infiltration in the biopsy of urinary bladder mucous was changed by lymphocytic one, and proliferative processes were increased. In the second group of patients more rapid relief of anxiety and depressive disorders was noted

AttachmentSize
201003_705_708.pdf280.47 KB

Structural trasformation of renal glomerulus at aging stages

Year: 2010, volume 6 Issue: №3 Pages: 704-705
Heading: Urology Article type: Original article
Authors: AsfandiarovF.R., Trizno M.N.
Organization: Astrakhan State Medical Academy
Summary:

Processes of involution of renal glomerulus at ageing stages are considered.
Non-uniformity processes of involution of renal corpuscule is revealed, the most intensive process is observed from 60 years

AttachmentSize
201003_704_705.pdf265.29 KB

Cytological evaluation and prediction of progression of acute erosive ulcered lesions of upper parts of gastrointestinal tract in acute and early periods of cerebrospinal trauma

Year: 2010, volume 6 Issue: №3 Pages: 701-703
Heading: Traumatology and Orthopedics Article type: Original article
Authors: Norkin I.A., Ulyanov V.Yu., Konyuchenko E.A.
Organization: Saratov Scientific Research Institute of Traumatology and Orthopedics
Summary:

80 cytological preparations derived by fibrogastroduodenoscopy from 20 patients with cerebrospinal trauma at cervical part level served as the research subject. Dynamics of the progression of acute erosive ulcered lesions of mucous membrane of the upper parts of the gastrointestinal tract was studied on the basis of the cytological analyses of mucous membrane biopsy materials. In the course of our work we used endoscopic (fibrogastroduodenoscopy) and cytological research methods. Cytological analyses of mucous membrane biopsy materials were carried out on the 7th, 14th, 21st and 28th day. Biopsy material cellular composition was evaluated on the grounds of the calculation of neutrophilic leukocytes and epithelial cells with the use of an immersion objective. In so doing we registered neutrophilic leukocyte number for 100 cells and determined neutrophilic and epithelial index. Monitoring of neutrophilic leukocyte number enables to determine presence or absence of inflammatory changes in stomach mucous membrane and duodenum in different periods of cerebrospinal trauma

AttachmentSize
201003_701_703.pdf234.54 KB

Influence of gravitational therapy on reparative osteogenesis in patients with osteomyelitis of lower extremities

Year: 2010, volume 6 Issue: №3 Pages: 695-700
Heading: Traumatology and Orthopedics Article type: Original article
Authors: Kotelnikov G.P., Sonis A.G.
Organization: Samara State Medical University
Summary:

The article provides a comparative analysis of reparative osteogenesis in 105 patients with diffuse osteomyelitis of lower extremities, covering bone in diameter totally or subtotally. In complex treatment 51 patients have experienced gravitational therapy (study group), 54 patients have been treated by standard methods (control group). The study was conducted in clinics of Samara State Medical University. Gravitational therapy is a new noninvasive method of physiotherapy, first used in the treatment of patients with osteomyelitis. It is noted that the inclusion of gravitational therapy in complex treatment contributes to the consolidation of bone fragments, accelerates о ste о reparative processes in the regenerate bone formed in the zone of the defect in osteosynthesis in apparatus for external fixation. Past radionuclide study of the skeleton showed that the gravitational therapy positively affects the blood supply to the area osteomyelitic defeat, activates and improves bone metabolism. Osteodensimetric studies have shown that under the influence of gravitational therapy there was an increase in bone mineral density of the lower extremities, especially with the affected side, which was not observed in patients of control group. Gravitational therapy is an effective method of influence on reparative osteogenesis in patients with osteomyelitis of lower extremities

AttachmentSize
201003_695_700.pdf437.78 KB

Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

№3, 2010, том 6

Вклад Физико-медицинского общества в развитие здравоохранения и медицинского образования в Саратовской губернии (к 150-летию со дня основания)

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 730-737
Рубрика: Научные школы Тип статьи:
Авторы: Попков В.М., Завьялов А.И., Луцевич И.Н., Мясникова И.В., Райкова С.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В статье представлены история организации, научно-практическая деятельность Физико-медицинского общества и его вклад в развитие здравоохранения и медицинского образования в Саратовской губернии во второй половине XIX - начале XX столетия

Прикрепленный файлРазмер
201003_730_737.pdf1.26 Мб

Эндоскопическая реканализация толстой кишки при опухолевой непроходимости

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 727-729
Рубрика: Хирургия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Шапкин Ю.Г., Урядов С.Е., Чалык Ю.В., Потахин С.Н.
Организация: МУЗ Саратовская городская клиническая больница №8, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В статье установлено значение полной или частичной эндоскопической реканализации стенозирующих опухолей толстой кишки для предоперационной декомпрессии и выполнения отсроченного оперативного вмешательства с наложением первичного тол сто кишечного анастомоза

Прикрепленный файлРазмер
201003_727_729.pdf224.64 кб

Анализ структуры поздних постгоспитальных хронических рецидивирующих гнойных раневых осложнений после операций на органах брюшной полости и забрюшинного пространства

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 722-727
Рубрика: Хирургия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Хромова В.Н.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Материалом исследования явились результаты комплексного обследования и хирургического лечения 395 пациентов с постгоспитальными хроническими рецидивирующими гнойными раневыми осложнениями, повторно поступивших в отделение гнойной хирургии ГКБ N° 2 им. В.И. Разумовского за пятилетний период, в сроки от двух месяцев до 38 лет после первично перенесенной операции на органах брюшной полости и забрюшинного пространства. На основе анализа клинических данных, операционного и биопсийного материала и с учетом операционных находок изучены частота и характер послеоперационных осложнений раневого процесса в отдаленном постгоспитальном периоде. Структура рецидивирующих гнойно-воспалительных процессов области оперативного доступа складывалась из четырех групп осложнений: I -«лигатурные» осложнения- 107 (27,1%); II-осложнения нелигатурного генеза-64 (16,2%); III -осложнения, не связанные с перенесенной операцией, -25 (6,3%); IV - сочетанные осложнения - 199 (50,4%). Клинически патологические процессы в каждой группе осложнений определялись в виде абсцессов, свищей, инфильтратов в проекции послеоперационного рубца и классифицировались в истории болезни как «лигатурные». Каждая клинико-морфологическая форма имела свои нюансы клинического течения, лечения и прогноза, которые не проявлялись при рутинных методах диагностики, но видны при групповом ретроспективном анализе и в целом имеют практическое значение, влияя на правильный выбор тактики хирургического лечения

Прикрепленный файлРазмер
201003_722_727.pdf282.13 кб

Эндоскопический гемостаз при толстокишечных кровотечениях

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 719-722
Рубрика: Хирургия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Урядов С.Е., Шапкин Ю.Г., Капралов С.В.
Организация: МУЗ Саратовская городская клиническая больница №8, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В статье уточнены возможности колоноскопии в диагностике причин и интенсивности толстокишечных кровотечений, дана комплексная оценка эффективности эндоскопических методов гемостаза при продолжающихся толстокишечных кровотечениях, установлено значение этих методов в профилактике рецидивов кровотечений

Прикрепленный файлРазмер
201003_719_722.pdf247.48 кб

Травма селезенки: особенности иммунного статуса в отдаленном послеоперационном периоде

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 716-719
Рубрика: Хирургия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Масляков В.В., Киричук В.Ф., Чуманов А.Ю.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, ГОУ ВПО Саратовский военно-медицинский институт МО РФ
Резюме:

В статье представлен сравнительный анализ иммунного статуса в отдаленном послеоперационном периоде у пациентов, перенесших спленэктомию, либо аутолиентрансплантацию, либо органосохраняющую операцию на селезенке

Прикрепленный файлРазмер
201003_716_719.pdf285.35 кб

Дифференцированный подход к оценке почечного повреждения у больных мочекаменной болезнью с помощью неинвазивных маркеров

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 708-715
Рубрика: Урология Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Россоловский А.Н., Глыбочко П.В., Попков В.М., Полозов А.Б., Понукалин А.Н., Захарова Н.Б., Березинец О.Л., Блюмберг Б.И
Организация: ГУЗ Саратовский областной кардиохирургический центр, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, ФГБОУ ВО Первый Московский ГМУ им. Сеченова Минздрава России
Резюме:

Целью работы стала оценка клинического значения маркеров почечного повреждения при хирургическом лечении мочекаменной болезни. Проанализированы результаты операций у 110 больных мочекаменной болезнью. В исследовании представлены новые кандидаты в качестве биохимических маркеров острого почечного повреждения и интерстициального фиброза, потенциально обладающие высокой чувствительностью и специфичностью. В процессе исследования определяли содержание данных биомаркеров в моче пациентов. Высокие концентрации медиаторов почечного повреждения (Л2, ИЛ-18) и интерстициального фиброза (МСР-1, TGFp, IGF1) у больных на фоне имеющихся выраженных тубулоинтерстициальных изменений, сохраняющиеся в послеоперационном периоде высокие показатели нефрофиброза могут свидетельствовать о необратимости данных изменений, что ведет к прогрессированию хронической болезни почек

Прикрепленный файлРазмер
201003_708_715.pdf1.25 Мб

Актуальные аспекты фармакотерапии хронического цистита в стадии обострения у женщин

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 705-708
Рубрика: Урология Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Курносова Н.В., Кузьменко А.В., Кузьменко В.В.
Организация: ФГБОУ ВО Воронежская ГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России
Резюме:

Цель исследования: изучить морфологические особенности слизистой оболочки мочевого пузыря у женщин при цистите в стадии обострения и оценить психический статус у данной группы больных для разработки алгоритма комплексного лечения данного заболевания. Материалы: 60 женщинам с диагнозом «Хронический цистит в стадии обострения» выполнена цистоскопия с биопсией слизистой мочевого пузыря в 1-й и 10-й день. Пациенты обследованы с помощью батареи психометрических и психологических методик. Больные разделены на две равные группы. Первая группа получала фурамаг; вторая - фурамаг и адаптол. На 1-е сутки пациентки жаловались на дизурию. В общем анализе мочи определялась умеренная лейкоцитурия. В биоптатах слизистой мочевого пузыря имелась выраженная лейкоцитарная инфильтрация. При оценке психического статуса пациенток на 1-е сутки в обеих группах определялась тенденция к социальной изоляции. Результаты: на 10-е сутки в обеих группах лабораторные показатели нормализовались, дизурия была купирована в 100% случаев. В биоптатах слизистой мочевого пузыря лейкоцитарная инфильтрация сменилась лимфоцитарной, усилились пролиферативные процессы. В итоге во второй группе пациенток отмечалось более быстрое купирование тревожно-депрессивных расстройств

Прикрепленный файлРазмер
201003_705_708.pdf280.47 кб

Структурные преобразования сосудистых клубочков почечных телец на этапах старения

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 704-705
Рубрика: Урология Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Асфандияров Ф.Р., Тризно М.Н.
Организация: ГБОУ ВПО Астраханская ГМА Минздрава России
Резюме:

Рассмотрены процессы инволюции сосудистых клубочков почечных телец нефрона на этапах старения. Выявлена неравномерность процессов инволюции почечных клубочков, наиболее интенсивные процессы наблюдаются с 60 лет

Прикрепленный файлРазмер
201003_704_705.pdf265.29 кб

Цитологическая оценка и прогнозирование развития острых эрозивно-язвенных поражений верхних отделов желудочно-кишечного тракта в остром и раннем периодах позвоночно-спинномозговой травмы

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 701-703
Рубрика: Травматология и ортопедия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Норкин И.А., Ульянов В.Ю., Конюченко Е.А.
Организация: ФГБУ Саратовский НИИ травматологии, ортопедии и нейрохирургии Минздрава России
Резюме:

Предметом исследования явились 80 цитологических препаратов, полученных при фиброгастродуодено-скопии от 20 пациентов с позвоночно-спинномозговой травмой на уровне шейного отдела. Изучалась динамика развития острых эрозивно-язвенных поражений верхних отделов желудочно-кишечного тракта на основе цитологических исследований биоптатов слизистой оболочки. В работе использовались эндоскопические (фи-брогастродуоденоскопия) и цитологические методы исследования. Цитологические исследования биоптатов слизистой оболочки проводили на 7, 14, 21 и 28-е сутки. Клеточный состав биоптатов определяли на основании подсчета нейтрофильных лейкоцитов и эпителиальных клеток с использованием иммерсионного объектива. При этом регистрировали количество нейтрофильных лейкоцитов на 100 клеток и определяли нейтрофильно-эпителиальный индекс, на основании изменений которого устанавливали наличие или отсутствие воспалительных изменений в слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишке в разные периоды позвоночно-спинномозговой травмы

Прикрепленный файлРазмер
201003_701_703.pdf234.54 кб

Влияние гравитационной терапии на репаративный остеогенез у пациентов с остеомиелитом нижних конечностей

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 695-700
Рубрика: Травматология и ортопедия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Котельников Г.П., Сонис А.Г.
Организация: ФГБОУ ВО Самарский ГМУ Минздрава России
Резюме:

В статье приводится сравнительный анализ изучения репаративного остеогенеза у 105 пациентов с диффузным остеомиелитом нижних конечностей, охватывающим тотально или субтотально кость по диаметру. В комплексном лечении 51 пациента применялась гравитационная терапия (основная группа), 54 пациента были пролечены по общепринятым методикам (контрольная группа). Исследование выполнено в клиниках Самарского государственного медицинского университета. Гравитационная терапия - новый неинвазивный физиотерапевтический метод, впервые примененный в лечении пациентов с остеомиелитом. Отмечено, что включение гравитационной терапии в комплекс лечения способствует консолидации костных фрагментов, ускоряет осте-орепаративные процессы в костном регенерате, образующемся в зоне дефекта при остеосинтезе в аппаратах внешней фиксации. Проведенные радионуклидные исследования скелета доказали, что гравитационная терапия позитивно воздействует на кровоснабжение области остеомиелитического поражения, активизирует и оптимизирует костный метаболизм. Остеоденситометрические исследования показали, что под воздействием гравитационной терапии происходило увеличение минеральной плотности костной ткани нижних конечностей, особенно с пораженной стороны, чего не наблюдалось у больных контрольной группы. Гравитационная терапия является эффективным методом воздействия на репаративный остеогенез у пациентов с остеомиелитом нижних конечностей

Прикрепленный файлРазмер
201003_695_700.pdf437.78 кб