Saratov JOURNAL of Medical and Scientific Research

№2, 2011, volume 7

Pharmaco-economical aspects of therapy of patients with peptic ulcers on out- and in-patient stages

Year: 2011, volume 7 Issue: №2 Pages: 418-420
Heading: Clinical Pharmacology Article type: Original article
Authors: Sosnovskay E.V., Nikolaev N.A.
Organization: Khanty-Mansijsk State Medical Institute
Summary:

On the basis of retrospective stratified research of 298 patients (158 men and 140 women) with peptic ulcers, associated with helicobacter pylori, it was established that the treatment of patients of given category in ambulatory conditions has much more advantages from the pharmaco-economical point of view.

Keywords: treatment
AttachmentSize
201102_418-420.pdf290.22 KB

Department of operative surgery and topographic anatomy at Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky: the past, the present and the future (to the 100-th anniversary)

Year: 2011, volume 7 Issue: №2 Pages: 546-550
Heading: History of Medicine. Anniversary Dates Article type: Review
Authors: Alipov V. V., Chelnokova N. О.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article presents the foundation history, the present scientific and educational activities and development prospects in the oldest department of operative surgery and topographic anatomy in Russia, founded by academician S. I. Spasokukotsky

AttachmentSize
201102_546-549.pdf2.85 MB

Professor Pavel Nikolaevich Nikolaev (to the 130-th anniversary)

Year: 2011, volume 7 Issue: №2 Pages: 542-546
Heading: Scientific schools Article type: Review
Authors: Chernenkov Y.V., Shvarts Y.G., Erugina M.V., Zavialov A.I.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article presents biography of professor P. N. Nikolaev. It reflects his scientific and practical contribution to the development of the most significant directions in Russian medicine including professional training of Health Service specialists

AttachmentSize
201102_542-545.pdf722.27 KB

Gestational diabetes mellitus: risk factors development, occurrence, diagnostics and treatment (review)

Year: 2011, volume 7 Issue: №2 Pages: 534-541
Heading: Endocrinology Article type: Review
Authors: Kostenko I.V., Rogozhina I.E., Sukhankina G.V., Ryzhkina S.A.
Organization: Saratov State Medical University, Engels Perinatal Centre
Summary:

Gestational diabetes is defined as a violation of carbohydrate metabolism resulting in hyperglycemia of varying severity, firstly revealed or developed during the pregnancy. The article presents current data on the occurrence, etiology and pathogenesis of gestational diabetes, as well as methods for screening and diagnostics of disorders of carbohydrate metabolism during pregnancy. It explains the basic principles of diet therapy

AttachmentSize
201102_534-541.pdf289.38 KB

Metal nanoparticles in treatment of experimental purulent wounds

Year: 2011, volume 7 Issue: №2 Pages: 530-533
Heading: Surgery Article type: Original article
Authors: Babushkina I. V.
Organization: Saratov Scientific Research Institute of Traumatology and Orthopedics
Summary:

The research objective was to study the dynamics of the bacterial contamination and the healing rate of the experimental purulent wound when applying the suspension of copper, iron, zinc nanoparticles locally. Iron, copper and zinc nanoparticles received by a plasmochemical method were used under the influence of a plasmic stream with the temperature 5000-6000°K. 40 white rats — males with purulent wounds were used in the investigation. Planimetric and bacteriological methods of study helped evaluate the traumatic process. They were carried out on the 3rd, 5th, 7th, 10th and 14th days. Application of the suspension of copper nanoparticles ensured the elimination of the causative agent which had contaminated the wound in a short period of time in comparison with the groups in which iron and zinc nanoparticles had been applied and the control group. The shortest term of wound healing was detected when using the suspension of copper nanoparticles; a rather less healing rate was observed when using the suspension of zinc nanoparticles. Regenerating action of iron nanoparticles was less evident considerably, but significantly differed from the control group. In conclusion it was stated that the use of the suspensions of metal nanoparticles in the isotonic solution was proved to be effective in the local treatment of purulent wounds. Suppression of microbial flora and regenerative action were detected to various degrees. The most evident antiseptic and regenerative action was determined in copper nanoparticles

AttachmentSize
201102_530-533.pdf342.97 KB

System analysis in optimizing the choice of treatment for patients with complicated forms of chronic venous insufficiency of the lower extremities

Year: 2011, volume 7 Issue: №2 Pages: 528-530
Heading: Surgery Article type: Original article
Authors: Kukolnikov E.L.
Organization: Samara State Medical University
Summary:

Methods: to optimize treatment of patients with complicated forms of chronic venous insufficiency of our method was applied systems analysis, proposed by Th. Saaty (1993), and was called the «method of analysis of hierarchies». Results: the results indicate a direct relationship to the choice of methods for the treatment of patients with complicated forms of chronic venous insufficiency of the influence of individual actors and the goals of each. Conclusion: applying the analytic hierarchy process in selecting a method of treatment in patients with complicated forms of chronic venous insufficiency of the lower extremities can improve the quality of life of patients and reduce the frequency of disability, reduce the rate of loss of ability to self-service, as well as reduce the costs of treating both the patient and medical institution

AttachmentSize
201102_528-530.pdf239.17 KB

Innovation technologies in diagnostics and surgery treatment of liver focal formations (review)

Year: 2011, volume 7 Issue: №2 Pages: 525-528
Heading: Surgery Article type: Review
Authors: Lebedev М. S.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article presents the modern innovation technologies in diagnostics and surgery treatment of liver focal formations

AttachmentSize
201102_525-528.pdf233.8 KB

Application of new original ointments for treatment of burns with experimental pseudomonas infection

Year: 2011, volume 7 Issue: №2 Pages: 523-525
Heading: Surgery Article type: Original article
Authors: Shub G. М., Alipov V. V., Lebedev М. S., Dobreikin Е.А., Alipov N. V., Pronina E.A., Raikova S. V., Shapoval O. G.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The research goal is to assess the efficacy of treatment with two new original ointments for burns with experimental pseudomonas infection. Burns have been caused by laser to three groups of white rats (20 animals in each group). In 3 days the wounds were infected with clinical strain of Pseudomonas aeruginosa. The wounds of the first group of rats were treated with ointments № 1, the wounds of the second group of rats — with ointments № 2. The third group did not receive any treatment. In 3, 10 and 14 days period the number of microbial cells in purulent discharge was studied. Then they were grown on meat-peptone agar. The number of colonies was counted. The number of cells in purulent discharge of treated wounds was less, than it was in purulent discharge of untreated wounds. The number of cells in purulent discharge of treated with ointments №1 wounds was higher, than it was in purulent discharge of treated with ointments №2 wounds. The article concludes that the local antimicrobial effect of both ointments is explained by their main components — some essential volatile oils and chloramphenicol

AttachmentSize
201102_523-525.pdf700.23 KB

Modern patterns of tuberculosis epidemiologic situation among children in the North-West of Russia

Year: 2011, volume 7 Issue: №2 Pages: 518-522
Heading: Phthisiology Article type: Original article
Authors: Isaeva N.Yu., Mayorova О.A., Galkin V.B., Archakova L.I.
Organization: St. Petersburg Scientific Research Institute of Phthisiopulmonology
Summary:

The research work has been carried out on the basis of official statistics data and results of curator departures. The purpose is to study the basic tendencies of tuberculosis epidemic situation among children for the period from 2004 till 2008 in the region of the North-west of Russia for working out priority antitubercular scheme. The disease morbidity has been investigated. Tendencies of situation development in each region with application of an estimation of morbidity rate have been defined. The nonparametric factor of correlation of Spirmen (c) has been taken into account. It is established that in case of normal epidemic situation, the basic indicators of tuberculosis in children from the Northwest of Russia are higher than all over the country. Epidemic situation in Kaliningrad is marked by accumulation of MBT+ in contingents. St.-Petersburg and Kaliningrad epidemic statistics accounts 52% from total number of ill children that influences a district indicator. In Kaliningrad and Arkhangelsk regions children from contact as a result of accumulation of adult MBT+ in contingents fall ill more often. The main method to reveal the pathology among children in St.-Petersburg is prevention, however children morbidity from contact with MBT+ in 2008 in 1,8 times lower than in the North-west Russia. The received data have found out that in Kaliningrad and Arkhangelsk regions the main direction in the antitubercular scheme is an increase in efficiency of treatment of tuberculosis in contingents of adults MBT+; in Murmansk, Pskov and Leningrad region it includes the modern preventive measures. For St.-Petersburg all directions of antitubercular work will be equally significant

AttachmentSize
201102_518-522.pdf310.87 KB

Dynamics of lower urinary tract of a fetus in intrauterine development retardation

Year: 2011, volume 7 Issue: №2 Pages: 513-517
Heading: Urology Article type: Original article
Authors: Glybochko Р.V., Chekhonatskaya M.L., Piskunova L.V.
Organization: Saratov State Medical University, First Moscow State Medical University n.a. I.M. Sechenov
Summary:

The research goal is to study and analyze the relationship between the level of intrauterine development retardation and urine dynamics indicators of lower urinary tract of a fetus with the help of ultrasonic examination. The urinary function of 89 fetuses was under study. Methods of prenatal ultrasonic cystometry and urofluometry were used to examine the urinary function of a fetus. Statistical software package (Statgraphics 6.0) was used for the statistical analyses of the results. The study has shown that decrease in bladder capacity, increase in residual urine volume and frequent urination are usually the indicators of intrauterine development retardation. The third-degree of intrauterine development retardation is characterized by decrease in diuresis and increase in duration of micturition cycle according to gestational norm

AttachmentSize
201102_513-517.pdf255.48 KB

Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

№2, 2011, том 7

Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского (к 100-летию со дня основания)

Год: 2011, том 7 Номер: №2 Страницы: 546-550
Рубрика: История медицины, юбилейные даты Тип статьи: Обзор
Авторы: Алипов В.В., Челнокова Н.О.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Представлены история создания, настоящая научно-педагогическая деятельность и перспективы развития старейшей в России кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, основанной академиком СИ. Спасокукоцким

Прикрепленный файлРазмер
201102_546-549.pdf2.85 Мб

Профессор Павел Николаевич Николаев (к 130-летию со дня рождения)

Год: 2011, том 7 Номер: №2 Страницы: 542-546
Рубрика: Научные школы Тип статьи: Обзор
Авторы: Черненков Ю.В., Еругина М.В., Шварц Ю.Г., Завьялов А.И.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В статье представлены биографические сведения о профессоре П. Н. Николаеве, отражающие его научно-практический вклад в развитие наиболее значимых разделов отечественной медицины и подготовку кадров для здравоохранения

Прикрепленный файлРазмер
201102_542-545.pdf722.27 кб

Структура развития факторов риска, распространенность, диагностика и методы лечения гестационного сахарного диабета (обзор)

Год: 2011, том 7 Номер: №2 Страницы: 534-541
Рубрика: Эндокринология Тип статьи: Обзор
Авторы: Костенко И.В., Рогожина И.Е., Суханкина Г.В., Рыжкина С.А.
Организация: МУЗ Энгельский перинатальный центр, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Гестационный сахарный диабет определяется как нарушение углеводного обмена, приводящее к гипергликемии различной степени выраженности, впервые выявленное или возникшее во время беременности. В статье приведены современные данные о распространенности, этиологии и патогенезе гестационного сахарного диабета, а также методике скрининга и диагностики нарушений углеводного обмена во время беременности. Описаны основные принципы диетотерапии

Прикрепленный файлРазмер
201102_534-541.pdf289.38 кб

Наночастицы металлов в лечении экспериментальных гнойных ран

Год: 2011, том 7 Номер: №2 Страницы: 530-533
Рубрика: Хирургия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Бабушкина И.В.
Организация: ФГБУ Саратовский НИИ травматологии, ортопедии и нейрохирургии Минздрава России
Резюме:

Целью исследования было изучение динамики бактериальной обсемененности и скорости заживления экспериментальной гнойной раны при местном применении суспензии наночастиц меди, железа, цинка. Использовались наночастицы, полученные плазмохимическим методом при воздействии плазменным потоком с температурой 5000-6000°К. Материал и методы. На 40 белых крысах-самцах была моделирована гнойная рана, для комплексной оценки течения раневого процесса использовали методы планиметрического и бактериологического исследования ран, которое осуществляли на 3-й, 5-е, 7-е, 10-е и 14-е сутки. Результаты. Применение суспензии наночастиц меди (0,01 мг/мл) обеспечило за короткий срок уничтожение контаминирующего рану возбудителя по сравнению с группами, у которых применялись наночастицы железа и цинка, и контрольной группой. Самый быстрый срок заживления раны отмечен при использовании суспензии наночастиц меди; несколько меньшая скорость заживления наблюдалась при применении суспензии наночастиц цинка. Регенерирующее действие наночастиц железа было значительно менее выраженным, но достоверно отличалось от контрольной группы. Заключение. Использование суспензий наночастиц металлов в изотоническом растворе оказывается эффективным при местном лечении гнойных ран, в различной степени отмечается подавление микробной флоры и регенеративное действие. Наиболее выраженное антисептическое и регенеративное действие отмечается у наночастиц меди

Прикрепленный файлРазмер
201102_530-533.pdf342.97 кб

Системный анализ в оптимизации выбора метода лечения больных осложненными формами хронической венозной недостаточности нижних конечностей

Год: 2011, том 7 Номер: №2 Страницы: 528-530
Рубрика: Хирургия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Кукольникова Е.Л.
Организация: ФГБОУ ВО Самарский ГМУ Минздрава России
Резюме:

Цель: разработать и обосновать модель оптимизации выбора метода лечения у больных с осложненными формами хронической венозной недостаточности нижних конечностей. Методы: для оптимизации лечения больных с осложненными формами хронической венозной недостаточности применялся метод системного анализа, предложенный Th. Saaty (1993) и получивший название «метод анализа иерархий». Результаты: полученные результаты указывают на прямую зависимость в выборе методов лечения больных с осложненными формами хронической венозной недостаточности от влияния отдельных акторов и целей каждого из них. Заключение: применение метода анализа иерархий в выборе метода лечения у больных осложненными формами хронической венозной недостаточности нижних конечностей позволяет повысить качество жизни больных, снизить частоту инвалидизации, частоту потери способности к самообслуживанию, а также сократить расходы на лечение как самого больного, так и медицинского учреждения

Прикрепленный файлРазмер
201102_528-530.pdf239.17 кб

Инновационные технологии в диагностике и хирургическом лечении очаговых образований печени (обзор)

Год: 2011, том 7 Номер: №2 Страницы: 525-528
Рубрика: Хирургия Тип статьи: Обзор
Авторы: Лебедев М.С.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Представлены современные методы диагностики и лечения, а также инновационные малоинвазивные технологии хирургического лечения очаговых образований печени

Прикрепленный файлРазмер
201102_525-528.pdf233.8 кб

Опыт применения новых оригинальных мазей для лечения экспериментальной синегнойной инфекции ожоговых ран

Год: 2011, том 7 Номер: №2 Страницы: 523-525
Рубрика: Хирургия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Шуб Г.М., Алипов В.В., Лебедев М.С., Добрейкин Е.А., Алипов Н.В., Пронина Е.А., Райкова С.В., Шаповал О.Г.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: оценивалась эффективность двух новых оригинальных мазей в лечении экспериментальной синегнойной инфекции ожоговых ран. Материалы. Трем группам белых крыс (по 20 животных в каждой группе) с помощью лазера созданы ожоговые раны. Через 3 дня раны инфицированы клиническим штаммом Pseudomonas aeruginosa. На 3 день после инфицирования животные одной группы получали лечение мазью № 1, другой группы — мазью № 2, третья группа крыс оставлена без лечения. Через 3, 10 и 14 дней после начала лечения изучено количество клеток Р. aeruginosa в гнойном отделяемом путем мерного высева его 10-кратных разведений на мясо-пептонный агар и подсчета выросших колоний. Результаты. Количество клеток P. aeruginosa в отделяемом ожоговых ран крыс, получавших местное лечение мазями № 1 и № 2, существенно ниже по сравнению с группой животных, оставленной без лечения. При этом количество клеток в раневом отделяемом ран, обрабатывавшихся мазью № 2, было достоверно ниже, чем при обработке мазью № 1. Заключение. Местное антибактериальное действие опытных мазей при экспериментальной синегнойной инфекции ожоговых ран обусловлено их основными компонентами: эфирными маслами и антибиотиком —левомицетином, взаимопотенцирующими антимикробное действие друг друга

Прикрепленный файлРазмер
201102_523-525.pdf700.23 кб

Современные особенности эпидемиологии туберкулеза у детей Северо-Запада России

Год: 2011, том 7 Номер: №2 Страницы: 518-522
Рубрика: Фтизиатрия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Исаева Н.Ю., Майорова О.А., Галкин В.Б., Арчакова Л.И.
Организация: ФГУ Санкт-Петербургский НИИ фтизиопульмонологии Минздрава России
Резюме:

На основе данных официальной статистики и результатов кураторских выездов проведено исследование, целью которого явилось изучение основных тенденций развития эпидемической ситуации по туберкулезу у детей за 2004-2008 гг. в территориях Северо-Западного федерального округа (СЗФО) для определения приоритетных направлений противотуберкулезной работы. Проведен анализ заболеваемости туберкулезом детей за 2004-2008 гг. в СЗФО. Определялись тенденции развития ситуации в каждой территории с применением оценки темпа прироста показателей. Рассчитывался непараметрический коэффициент корреляции Спирмена (с). Критерий уровня значимости (р) принимали за 0,05. Использовали Microsoft Office: пакеты Excel, Statistica 6,0 (Stat Soft Inc.). Установлено, что при благополучной в целом эпидемической ситуации основные показатели по туберкулезу у детей округа превышают общероссийские. В Калининградской области, где эпидемическая ситуация по туберкулезу самая тяжелая на Северо-Западе, отмечается накопление бактериовыделителей в контингентах. На долю Санкт-Петербурга и Калининграда приходится до 52% от числа заболевших детей СЗФО, что влияет на окружной показатель. В Калининградской и в Архангельской областях заболевают чаще дети из контакта, на фоне накопления взрослых бактериовыделителей в контингентах. Для такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, основным методом выявления заболевших детей также является профилактический, однако заболеваемость детей из контакта с бактериовыделителями в 2008 г. в 1,8 раза ниже показателя по СЗФО.
Из полученных данных следует, что основным направлением противотуберкулезной деятельности в Калининградской и Архангельской областях можно считать работу по повышению эффективности лечения туберкулеза в контингентах взрослых бактериовыделителей; в Мурманской, Псковской и Ленинградской областях — работу по организации своевременного выявления туберкулеза профилактическими методами. Для Санкт-Петербурга равнозначимыми будут все направления
противотуберкулезной работы

Прикрепленный файлРазмер
201102_518-522.pdf310.87 кб

Состояние уродинамики нижних мочевых путей плода при задержке внутриутробного развития

Год: 2011, том 7 Номер: №2 Страницы: 513-517
Рубрика: Урология Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Глыбочко П.В., Чехонацкая М.Л., Пискунова Л.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, ФГБОУ ВО Первый Московский ГМУ им. Сеченова Минздрава России
Резюме:

Цель: проанализировать соотношения между степенью задержки внутриутробного развития плода (ЗВРП) и показателями уродинамики его нижних мочевых путей по данным ультразвукового метода исследования. Материалы и методы. У 89 беременных было проведено исследование мочевыделительной функции плода с отставанием данных фетометрии от срока гестации. Оценка мочевыделительной функции плода осуществлялась методами антенатальной ультразвуковой цистометрии и урофлуометрии. Математическая обработка результатов исследования проводилась с использованием пакета программ для статистической обработки (Statgraphics 6.0). Результаты: установлено, что при ЗВРП отмечается снижение резервуарной емкости мочевого пузыря, увеличение объема остаточной мочи и частоты мочеиспусканий. Заключение: задержка внутриутробного развития плода III степени характеризуется снижением диуреза и увеличением продолжительности микционного цикла относительно гестационной нормы

Прикрепленный файлРазмер
201102_513-517.pdf255.48 кб

Качество жизни пациентов с переломами верхней конечности

Резюме:

Обследовано 90 человек с переломами верхней конечности. Пострадавшим проводилось лечение с помощью стержневых, спице-стержневых систем и наружной иммобилизации. Обнаружено, что качество жизни при применении спицевой чрескостной фиксации по сравнению со спице-стержневой системой внешней фиксации к моменту снятия аппарата выше на 8-9 баллов. Кроме того, выше оказалось качество жизни у пациентов с проксимальными травмами руки

Прикрепленный файлРазмер
201102_510-512.pdf237.48 кб