Saratov JOURNAL of Medical and Scientific Research

№4

Professor N. E. Kushev as a country doctor, a scientist, a teacher and a public figure (to the 160-th anniversary)

Year: 2018, volume 14 Issue: №4 Pages: 699-703
Heading: Scientific schools and memorable dates Article type: Case report
Authors: Zavyalov A.l., Petrov V.V., Kustodov S.V., Kravtsov O.A.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article presents biographical information about Professor N. E. Kushev. It describes his scientific and practical contribution to the development of native medicine at the turn of the XIX-XX centuries including the organization of malaria control, training of scientific and pedagogical staff at the medical faculty of the Saratov University and public activities.

AttachmentSize
2018_4_699-703.pdf1.74 MB

The 40th anniversary of Department of Clinical Laboratory Diagnostics of Saratov State Medical University

Year: 2018, volume 14 Issue: №4 Pages: 696-699
Heading: Scientific schools and memorable dates Article type: Short message
Authors: Gladilin G.P., Zakharova N.B., Nikitina V.V., Ivanenko I.L.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article describes a brief history of the development of laboratory services and gives a modern idea of the importance of laboratory diagnostics in the clinic. The pedagogical, scientific activities and future prospects for the development of clinical laboratory diagnostics of the Saratov State Medical University are presented.

AttachmentSize
2018_4_696-699.pdf672.19 KB

Readiness to realize the skills of professional communication among senior students of a medical university

Year: 2018, volume 14 Issue: №4 Pages: 691-695
Heading: Sociology of Medicine Article type: Original article
Authors: Shemetova G.N., Sidorova N.V., Gubanova G.V.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

Aim: to assess the readiness for effective communication of senior students of medical university. Material and Methods. A survey of 158 students of the 5th and 6th courses of the medical faculty of SSMU was conducted in February 2017 according to the original questionnaire aimed at assessing the theoretical knowledge in the field of communication and readiness to communicate with patients in practice. Results. The study revealed a number of problematic issues related to the communicative competence of senior students of the medical University. Most respondents (88%) rated their training in communication technologies as high and sufficient, and knowledge of theoretical issues does not always meet the requirements of today. Despite the support of the majority of students for a paternalistic approach to the relationship between the doctor and the patient (44% in general, 94,7% among sixth- year students), many respondents (85%) agreed with the involvement of the patient in the process of discussing the planned diagnostic and therapeutic measures, more than half of the students (57,6%) expressed a desire to undergo additional training on the basics of communication. Conclusion. In accordance with the new challenges in the native health care training of graduates of medical universities should include the formation and improvement of communicative competence with the realization that in the modern system of relations the Central person is a patient with his problems and

AttachmentSize
2018_4_691-695.pdf303.2 KB

Medical and organizational issues of patients' preoperative fears management (analytical review)

Year: 2018, volume 14 Issue: №4 Pages: 686-690
Heading: Sociology of Medicine Article type: Review
Authors: Fedonnikov A.S., Katkova A.V., Andriyanova E.A.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

 The article deals with the problem of preoperative patient fears. Specific characteristics of preoperative fears and the mechanisms of their occurrence were described. According to the scientific literature analysis the typology of preoperative fears was performed. Within the framework of the author's approach the directions of the following theoretic understanding and practical solutions of indicated problem were presented. They included health managers focusing on interpersonal communication of patient and medical specialist; further analysis of factor influencing interpersonal communication of patient and medical specialist under disease condition requiring surgery; development of psychologically based medical care and postoperative rehabilitation quality indicators.

AttachmentSize
2018_4_686-690.pdf251.6 KB

Transplantation tourism as an international problem: prerequisites and ways of prevention

Year: 2018, volume 14 Issue: №4 Pages: 683-685
Heading: Sociology of Medicine Article type: Author's opinion
Authors: Romanov S.V., Abaeva O.P.
Organization: I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Volga District Medical Center of FMBA
Summary:

The purpose of scientific work was to substantiate the relevance ofthe problem of transplant tourism, which is a way for a recipient to obtain an organ for transplantation bypassing national wait lists by finding a donor in a foreign country on a commercial basis. The authors have performed analysis of literary sources related to issues ofthe development of transplant tourism around the world, origins of its existence as well as possible ways to prevent the following practive. In conclusion, authors underline the necessity to establish the development of transplantology based on principles of gracious organ donations and fairness in terms of recipient election.

AttachmentSize
2018_4_683-685.pdf227.87 KB

Medical students representations on socially significant aspects of influenza prevention

Year: 2018, volume 14 Issue: №4 Pages: 680-682
Heading: Sociology of Medicine Article type: Original article
Authors: Mikhailova E.V., Malugina T.N., Levin D.Yu., Averianov А.Р., Serdyukov A.Yu., Zheleznikov P.A.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The aim of the study is to assess the attitude to influenza prevention among medical students. Material and Methods. The survey of first-year students of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky was conducted (n=110). Results included an analysis of the prevalence of different influenza prevention methods. We have identified the main causes of failures of specific influenza prevention and identified the most common ways of non-specific prevention. Conclusion. Despite the fact that the majority of students consider it necessary to carry out specific prevention of influenza, active immunization is used only by 15% of the surveyed students. Others prefer the methods of nonspecific prophylaxis of influenza.

AttachmentSize
2018_4_680-682.pdf456.51 KB

Regional problems of organization of medical rehabilitation of children who underwent neuroinfection.

Summary:

The purpose of the study is to demonstrate the main problems of rehabilitation aid to children who underwent neuroinfection. Material and Methods. Statistical evaluation of the results of the survey of doctors, nurses and heads of medical organizations (n=690) of various regions of the Russian Federation involved in the treatment of children with neuroinfections. These results were compared with the opinion of experts of the leading organization that provides assistance to this category of children at the Pediatric Research and Clinical Center for Infectious Diseases of Federal Medical and Biological Agency (n=121). Results. Specialists of all institutions note the growing need for children in rehabilitation activities after neuroinfections. 20,7% of specialists from regional medical organizations and 22,4% of experts from Pediatric Research and Clinical Center for Infectious Diseases of Federal Medical and Biological Agency indicate that continuity between medical organizations of different levels of medical care for children who have undergone neuroinfection is rather ineffective. The survey found that 25,9% of specialists of regional medical organizations pointed to funding problems. 28,3% of regional specialists indicated an insufficient number of medical organizations providing rehabilitation to children, and 59,0% of specialists from regions and 50,2% of Pediatric Research and Clinical Center for Infectious Diseases of Federal Medical and Biological Agency experts indicated the need to improve the legislative base. In addition, the interviewed experts ascertained an insufficient number of doctors and nurses in the organizations of the profile in question. Conclusion. According to the results of the study, the main problems in the organization of children's medical rehabilitation were established. This work can be one of the reasons for making management decisions aimed at improving the quality of this type of care for children who have undergone neuroinfections.

AttachmentSize
2018_4_676-679.pdf481.87 KB

Analysis of incidence of eye and adnexa diseases in the Central Black Earth region

Year: 2018, volume 14 Issue: №4 Pages: 670-676
Heading: Ophtalmology Article type: Original article
Authors: Osmanov RE, Zhabina UV, Manyakov RR, Osmanov EM.
Organization: S. Fedorov Eye Microsurgery Federal State Institution, Tambov State University n. a. G.R. Derzhavin
Summary:

The purpose is to study the dynamics of general and primary incidence of eye diseases and accessory apparatus among the population of the Central Black Earth region for the period 2008-2017, in comparison with similar indicators in the Russian Federation. Material and Methods. The article presents the data on the dynamics of general and primary incidence of eye diseases as a whole, as well as myopia and cataracts in comparison with Russia and the five regions of the Central Black Earth region (Belgorod, Voronezh, Kursk, Lipetsk, Tambov) from 2008 till 2017 Results. A comparative analysis of morbidity indicators allowed us to identify regions that are unfavorable for ocular morbidity in general and for cataracts and myopia in particular. Conclusion. The total incidence of eye diseases among the population of Russia in 2008 accounted 10994,0±2,6 cases, over ten years there was a decrease to 10370,9±2,5 cases per 100000 persons. The primary incidence rate of eye diseases among the population of Russia in 2008 accounted 3422±1,5 cases, over a ten-year period there was a decrease to 3161,1±1,4 cases per 100000 persons. Among the regions of the Central Black Earth region in the Belgorod region, the indicators studied are higher than the average in Russia. The incidence of eye diseases, in particular, cataracts and myopia tends to decrease. However, its level remains significantly high, which requires the improvement of organization of eye care and the development of measures aimed at preventing the development of eye pathology.

AttachmentSize
2018_4_670-676.pdf1.67 MB

The role of private medical business in the digital health projects

Year: 2018, volume 14 Issue: №4 Pages: 667-670
Heading: Health Service Organization Article type: Author's opinion
Authors: Muslimov M.l.
Organization: Clinic of Scientific Medicine
Summary:

New medical and information technologies meet a global challenge in the world health system. In developed countries there are legislative and financial arrangements for the transfer of the national health service in digital format. Russia also keeps up with global economic trends: regulatory and legislative acts have been adopted to ensure the transition to digital healthcare, the state program of digital medicine has been approved, and a list of priority tasks proposed for implementation by 2025 has been defined. The author examines the various concepts and directions of the movement to digital health, adopted in some countries and in Russia, analyzes the current state of affairs in the Russian digital health, forming predictive estimates for the future.

AttachmentSize
2018_4_667-670.pdf279.2 KB

The value of tumor markers in prognos-ing the outcomes of treatment of patients with bladder cancer

Year: 2018, volume 14 Issue: №4 Pages: 661-666
Heading: Urology Article type: Review
Authors: Ponukalin A.N., Zakharova N.B., Skriptsova S.A., Fomkin R.N., Chekhonatskaya M.L.
Organization: Saratov State Medical University n.a. V I. Razumovsky, Scientific Research Institute of Fundamental and Clinical Uronephrology, Saratov State Medical University
Summary:

The review analyzes the recent publications of the results of the use of molecular genetic markers of bladder cancer (RMP) in clinical practice. The prospects of application of a series of molecules determined in tumor tissue, serum, urine in the diagnosis of RMP are presented. One ofthe most promising areas of finding a marker forthe diagnosis and control of treatment of RMP in recent years are the study ofthe proteomic composition of urine.

AttachmentSize
2018_4_661-666.pdf286.7 KB

Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Современные аспекты течения онихомикозов стоп в Краснодарском крае

Год: 2018, том 14 Номер: №4 Страницы: 719-723
Рубрика: Дерматовенерология Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Тлиш М.М., Шавилова М.Е.
Организация: ФГБОУ ВО Кубанский ГМУ Минздрава России
Резюме:

Цель: изучение клинико-эпидемиологических особенностей течения онихомикозов стоп в Краснодарском крае за период с 2015 по 2017 г. Материал и методы. Проведено культуральное исследование подногтевого содержимого у 56 больных онихомикозом стоп. Изучены годовые отчеты ГБУЗ «Клинический кожно-венероло-гический диспансер» министерства здравоохранения Краснодарского края за последние три года. Выполнен анализ 298 амбулаторных карт пациентов, осуществлено анкетирование 68 пациентов с данным заболеванием. Результаты. Отмечен рост обращаемости пациентов с онихомикозами в консультативно-диагностическое отделение диспансера. Основными возбудителями являются дерматомицеты рода Trichophyton. Ногтевая пластина чаще поражается по нормотрофическому типу с дистально-латерального края. Наиболее подвержены заболеванию лица старше 50 лет. За медицинской помощью преимущественно обращаются при развитии выраженных клинических форм онихомикоза. Косметический дефект указывался в качестве основного мотива посещения врача. Значительная часть анкетируемых пациентов не беспокоилась о возможности заражения окружающих. В большинстве случаев развитию онихомикоза способствовали неправильно подобранная обувь и несоблюдение личной гигиены. Из сопутствующей патологии наиболее часто регистрировались микозы кожи и хронические аллергодерматозы. Более 1/3 пациентов до обращения к врачу самостоятельно применяли антимикотические препараты. Заключение. Полученные данные позволяют характеризовать современного пациента с онихомикозом как латентного носителя грибковой инфекции. Результаты исследования могут оказать пользу практикующему врачу в разработке наиболее эффективных профилактических мероприятий и выборе оптимальной терапевтической тактики.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4-1_719-723.pdf618.91 кб

Некоторые эпидемиологические аспекты сифилитической инфекции на территории Саратовской области (2007-2017)

Год: 2018, том 14 Номер: №4 Страницы: 715-719
Рубрика: Дерматовенерология Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Шнайдер Д.А., Бакулев А.Л., Шерстобитова Л.А., Мартынова В.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, ГУЗ «Саратовский областной кожно-венерологический диспансер»
Резюме:

Цель: изучить эпидемиологические аспекты сифилитической инфекции и нейросифилиса в Саратовской области за период 2007-2017 гг. Материал и методы. На основании статистических материалов государственного статистического наблюдения за 2007-2017 гг. проанализированы показатели заболеваемости сифилисом. Результаты. Анализ данных форм государственного наблюдения за 2007-2017 гг. показал тенденцию к снижению количества впервые зарегистрированных случаев сифилитической инфекции. Показатели заболеваемости по сифилису позднему и нейросифилису сохраняют тенденцию к росту. Число региональных случаев сифилитической инфекции с вовлечением в патологический процесс нервной системы превышает аналогичные показатели по РФ, а среди клинических форм преобладает поздний асимптомный нейросифилис. Заключение. В Саратовской области за период 2007-2017 гг. отмечается снижение заболеваемости сифилисом, которое сопровождается ростом скрытых форм течения инфекции и нейросифилиса.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4-1_715-719.pdf2.12 Мб

Профессор Н. Е. Кушев — земский врач, ученый, педагог и общественный деятель (к 160-летию со дня рождения)

Год: 2018, том 14 Номер: №4 Страницы: 699-703
Рубрика: Научные школы и памятные даты Тип статьи: Краткое сообщение
Авторы: Завьялов А.И., Петров В.В. Кустодов С. В., Кравцов О.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Представлены биографические сведения о профессоре Н. Е. Кушеве, отражающие его научно-практический вклад в развитие земской и отечественной медицины на рубеже XIX-XX столетий, в организацию борьбы с малярией, в подготовку научно-педагогических кадров на медицинском факультете Саратовского университета, а также характеризующие его общественную деятельность.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4_699-703.pdf1.74 Мб

Кафедре клинической лабораторной диагностики Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского 40 лет

Год: 2018, том 14 Номер: №4 Страницы: 696-699
Рубрика: Научные школы и памятные даты Тип статьи: Краткое сообщение
Авторы: Гладилин Г.П., Захарова Н.Б., Никитина В.В., Иваненко И.Л.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Кратко изложена история развития лабораторной службы, отображено современное понимание значимости лабораторной диагностики в практической медицине. Освещены научно-педагогическая деятельность и перспективы развития кафедры клинической лабораторной диагностики Саратовского государственного медицинского университета.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4_696-699.pdf672.19 кб

Готовность студентов старших курсов медицинского университета к эффективной коммуникации с пациентом

Год: 2018, том 14 Номер: №4 Страницы: 691-695
Рубрика: Социология медицины Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Шеметова Г.Н., Сидорова Н.В., Губанова Г. В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: оценка готовности студентов старших курсов медицинского университета к эффективной коммуникации с пациентом. Материал и методы. В феврале 2017 г. проведено анкетирование 158 студентов 5-го и 6-го курсов лечебного факультета СГМУ по оригинальной анкете, позволяющей дать оценку их теоретических знаний в области коммуникации и их готовности к общению с пациентами в практической деятельности. Результаты. Исследование выявило ряд проблемных вопросов, касающихся коммуникативной компетентности студентов старших курсов медицинского университета. Чаще всего (в 88% случаев) респонденты оценивали свою подготовку по коммуникативным технологиям как высокую и достаточную, при этом владение теоретическими вопросами не всегда соответствовало требованиям сегодняшнего дня. Несмотря на поддержку большинством студентов патерналистского подхода к взаимоотношениям врача и пациента (почти 44% опрошенных, среди шестикурсников 94,7%), 85% респондентов были согласны с вовлечением пациента в процесс обсуждения планируемых диагностических и лечебных мероприятий. Более половины студентов (57,6%) выразили желание пройти дополнительное обучение по основам коммуникации. Заключение. В соответствии с новыми вызовами в отечественном здравоохранении подготовка выпускников медицинских университетов должна предусматривать формирование и совершенствование коммуникативной компетентности с осознанием того, что в современной системе взаимоотношений ключевым субъектом медицинской помощи является пациент с его проблемами и правом на получение качественной и доступной медицинской помощи.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4_691-695.pdf303.2 кб

Медико-организационные аспекты управления предоперационными страхами пациентов (аналитический обзор)

Год: 2018, том 14 Номер: №4 Страницы: 686-690
Рубрика: Социология медицины Тип статьи: Обзор
Авторы: Федонников А.С., Каткова А.В., Андриянова Е.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Рассматривается проблема предоперационных страхов у пациентов. Описана специфика страхов перед хирургическим вмешательством, представлены механизмы возникновения хирургических страхов. На основе анализа научной литературы представлена типология страхов пациентов перед хирургическим вмешательством. В рамках авторского подхода определены векторы последующего теоретического осмысления и практического решения указанной проблемы: ориентация внимания менеджеров здравоохранения на решение проблемы межличностного взаимодействия пациента и медицинского работника; осуществление дальнейшего анализа факторов, влияющих на межличностное взаимодействие пациента и медицинского работника в ситуации болезни, требующей хирургического вмешательства; разработка медико-психологических и социально-психологических индикаторов качества медицинской помощи и послеоперационной реабилитации.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4_686-690.pdf251.6 кб

Трансплантационный туризм как международная проблема: предпосылки возникновения и пути предотвращения

Резюме:

Целью научной работы явилось обоснование актуальности проблемы трансплантационного туризма, то есть способа получения реципиентом органа для трансплантации, минуя национальные листы ожидания, путем привлечения на коммерческой основе донора из другого государства. Авторами проведен анализ литературных источников, затрагивающих вопросы распространения трансплантационного туризма в странах мира, предпосылок его существования и рассматривающих возможные варианты предотвращения подобной практики. Подчеркивается необходимость развития трансплантологии на основе принципов безвозмездности органных пожертвований и справедливости подбора реципиентов.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4_683-685.pdf227.87 кб

Социально значимые аспекты профилактики гриппа глазами студентов медицинского вуза

Год: 2018, том 14 Номер: №4 Страницы: 680-682
Рубрика: Социология медицины Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Михайлова Е.В., Малюгина Т.Н., Левин Д.Ю., Аверьянов А.П., Сердюков А.Ю., Железников П.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: оценка отношения к профилактике гриппа среди студентов медицинского вуза. Материал и методы. Проведено анкетирование студентов первого курса ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России (100 человек). Результаты. С помощью анализа распространенности различных методов профилактики гриппа выявлены основные причины отказов от специфической профилактики гриппа и определены наиболее часто встречающиеся способы неспецифической профилактики. Заключение. Несмотря на то что большинство студентов считают необходимым проведение специфической профилактики гриппа, активную иммунизацию используют только 15% опрошенных студентов. Остальные отдают предпочтение методам неспецифической профилактики гриппа.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4_680-682.pdf456.51 кб

Региональные проблемы организации медицинской реабилитации детей, перенесших нейроинфекции

Резюме:

Цель: демонстрация главных проблем оказания реабилитационной помощи детям, перенесшим нейроин-фекции, на основании мнения российских специалистов в данной области. Материал и методы. Осущест- влялась статистическая оценка результатов анкетирования врачей, среднего медицинского персонала и руководителей медицинских организаций различных регионов Российской Федерации (п=690), задействованных в лечении детей с нейроинфекциями. Данные результаты сопоставлены с мнением экспертов лидирующей организации, оказывающей помощь данной категории детей, - ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства» (п=121). Результаты. Специалисты всех учреждений отмечают рост потребности детей в реабилитационных мероприятиях после нейроинфекций. 20,7% специалистов региональных медицинских организаций и 22,4% экспертов ДНКЦИБ указывают на то, что преемственность между медицинскими организациями различных уровней оказания медицинской помощи детям, перенесшим нейроинфекций скорее неэффективна. В ходе опроса установлено, что 25,9% специалистов региональных медицинских организаций указывали на проблемы финансирования. 28,3% региональных специалистов указали на недостаточное количество медицинских организаций, оказывающих реабилитацию детям, а на необходимость совершенствования законодательной базы указали 59,0% специалистов из регионов и 50,2% экспертов ДНКЦИБ. Кроме того, опрошенные специалисты констатировали недостаточное количество врачей и среднего медицинского персонала в организациях рассматриваемого профиля. Заключение. По результатам исследования установлены основные проблемы в организации детской медицинской реабилитации. Данная работа может являться одним из оснований для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества оказания данного вида помощи детям, перенесшим нейроинфекций.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4_676-679.pdf481.87 кб

Анализ заболеваемости болезнями глаза и его придаточного аппарата в Центрально-Черноземном районе

Резюме:

Цель: изучение динамики общей и первичной заболеваемости болезнями глаз и придаточного аппарата среди населения регионов Центрально-Черноземного района за 2008-2017 гг. в сравнении с аналогичными показателями по России. Материал и методы. В статье приводятся данные о динамике общей и первичной заболеваемости болезнями глаз в общем, а также миопии и катаракты в сравнении между Россией и пятью областями Центрально-Черноземного региона (Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской) за 2008-2017 годы. Результаты. Сравнительный анализ показателей заболеваемости позволил выделить регионы, неблагоприятные по глазной заболеваемости в целом и по катаракте и миопии в частности. Заключение. Уровень общей заболеваемости болезнями глаз среди населения России в 2008 г. составил 10994,0±2,6 случаев, за десять лет произошло снижение показателя до 10370,9±2,5 случаев на 100 тыс. населения. Уровень первичной заболеваемости болезнями глаз среди населения России в 2008 г. составил 3422±1,5 случаев, за десятилетний период произошло снижение показателя до 3161,1 ±1,4 случаев на 100 тыс. населения. Среди регионов Центрально-Черноземного района в Белгородской области изучаемый показатели выше среднероссийского. Заболеваемость болезнями глаз, в частности катарактой и миопией, хотя и имеет тенденцию к снижению, однако ее уровень остается достаточно высоким, что требует совершенствования организации офтальмологической помощи и разработки мероприятий, направленных на профилактику развития офтальмопатологии.

Прикрепленный файлРазмер
2018_4_670-676.pdf1.67 Мб