Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Протопопов А.А.

ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава, профессор кафедры факультетской педиатрии, доктор медицинских наук

Инновации в высшем медицинском образовании

Год: 2014, том 10 Номер: №1 Страницы: 139-141
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Авторское мнение
Авторы: Попков В.М., Протопопов А.А., Садчиков Д.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В настоящее время в рассуждениях об инновациях в высшем медицинском образовании доминирует анатомирование предмета как механизма познания и психоэмоциональное содержание обучения. Однако развитие университетского медицинского образования предполагает познание универсалий медицины, врачевания, что без интеграции на основе функциональных систем труднодостижимо и малоэффективно по результату. Требуется общий методологический подход, что позволит приблизить стремление педагога к образности предмета, т.е. целостности взаимодействия противоположностей, без чего невозможно обучение врачеванию.

Прикрепленный файлРазмер
2014_01_139-141.pdf247.89 кб

Лицей — школа успеха

Год: 2013, том 9 Номер: №4 Страницы: 749-753
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Краткое сообщение
Авторы: Попков В.М., Протопопов А.А., Федорова Л.М., Борисова С.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Рассматриваются преимущества и успехи профильного обучения, реализуемого в Медицинском лицее СГМУ, являющемся моделью взаимодействия общего среднего и высшего профессионального образования: специфика учебного плана, формы и методы учебной, внеучебной и воспитательной деятельности, работа по формированию учебно-исследовательской культуры и профориентации учащихся, направленные на обеспечение образовательных, творческих и социальных потребностей, самоопределения и самореализации обучающихся по естественнонаучному направлению, способствующие формированию мировоззрения будущего врача. Анализируются система контроля знаний учащихся и итоги государственной итоговой аттестации, описывается модель выпускника лицея — успешного и конкурентоспособного абитуриента медицинского вуза.

Ключевые слова: -
Прикрепленный файлРазмер
2013-04_749-753.pdf306.72 кб

Университетская стоматология в Саратове: итоги и перспективы

Год: 2013, том 9 Номер: №3 Страницы: 357-360
Рубрика: Стоматология Тип статьи: Краткое сообщение
Авторы: Попков В.М., Протопопов А.А., Лепилин А.В., Булкина Н.В., Коннов В.В., Еремин О.В., Кречетов С.А., Суетенков Д.Е.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Стоматологический факультет СГМУ организован в 1988 г. За прошедшие 25 лет в вузе сформировалась научная стоматологическая школа по всем основным направлениям, подготовлено большое количество высокопрофессиональных научных кадров и практических врачей.

Прикрепленный файлРазмер
2013-03_357-360.pdf271.91 кб

Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы

Год: 2013, том 9 Номер: №1 Страницы: 140-144
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Протопопов А.А., Аверьянов А.П., Дорогойкин Д.Л., Суетенков Д.Е., Клоктунова Н.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Дана оценка внедрения инновационных форм обучения в медицинских вузах. Приведены уровни внедрения и технологии модернизации преподавания медицины. Показан подход к организации работы в крупном государственном университете, имеющем комплекс довузовских, среднеспециальных, додипломных и постдипломных программ обучения.
Ключевые слова: модернизация, внедрение инноваций, мотивация, медицинское образование.

Прикрепленный файлРазмер
2013-01_140-144.pdf251.07 кб

Показатели сердечно-сосудистой системы при физических нагрузках у спортсменов

Год: 2013, том 9 Номер: №1 Страницы: 64-68
Рубрика: Внутренние болезни Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Усанов Д.А., Протопопов А.А., Скрипаль А.В., Аверьянов А.П., Кащавцев Е.О.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский национальный ГУ им. Н.Г. Чернышевского, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов, занимающихся греблей на байдарках и каноэ, до и после тренировки. Материал и методы. Исследования проводятся с помощью разработанного мобильного устройства, позволяющего неинвазивно проводить скрининг-оценку потенциальной опасности кол-лапсоидных осложнений. Результаты. На основе определения аномалий в форме пульсовой волны и оценки вегетативной регуляции выявлен ряд вариантов сочетания регистрируемых параметров у группы спортсменов из 14 человек. Одновременное наличие ваготонического тонуса с недостаточным обеспечением деятельности и аномалий пульсовой волны с помощью разработанного устройства может представлять потенциальный риск сосудистой недостаточности при физической нагрузке. Заключение. Методика одновременной оценки реакции пульсовой волны с вегетативной регуляцией до и после тренировки дает возможность определить сочетания, потенциально неблагоприятные для развития сосудистой недостаточности при стрессовой физической нагрузке у тренированных людей.

Прикрепленный файлРазмер
2013-01_064-068.pdf451.85 кб

Путь длиною в сто лет: история развития неврологии в Саратове

Год: 2012, том 8 Номер: №2 Страницы: 357-364
Рубрика: Неврология Тип статьи: Обзор
Авторы: Попков В.М., Протопопов А.А., Аленькина Е.В., Шоломов И.И., Воскресенская О.Н., Колоколов О.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, ФГБОУ ВО Первый Московский ГМУ им. Сеченова Минздрава России
Резюме:

В статье представлены сведения об истории развития неврологии в Саратове.

Прикрепленный файлРазмер
201202_357-364.pdf2.19 Мб

Инновации и перспективы развития довузовского образования СГМУ

Год: 2011, том 7 Номер: №3 Страницы: 727-730
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Попков В.М., Протопопов А.А., Федорова Л.М., Наумова Е.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Рассматриваются инновационные методы, применяемые в системе довузовского образования Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского и направленные на решение программы модернизации современного образования: компетентностный подход и его составляющие — проблемное обучение и адаптивная система обучения, эвристическое обучение, личностный подход к обучению, информатизация образования, дистанционные образовательные технологии, интегративно-модульная технология

Прикрепленный файлРазмер
201103_727-730.pdf346.64 кб

Методологический подход к комплексным учебно-исследовательским работам

Год: 2011, том 7 Номер: №1 Страницы: 162-165
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Авторское мнение
Авторы: Пантюхи А.В., Протопопов А.А., Аверьянов А.П., Голиков А.Г., Горшкова Н.В., Новокрещенов И.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Важной задачей высшего профессионального образования является подготовка специалистов, обладающих навыками работы с высокотехнологичным оборудованием и технологиями. Одна из форм реализации данной задачи - проведение междисциплинарных учебно-исследовательских работ и сдача комплексных выпускных квалификационных работ, в частности по разработке фармацевтических препаратов, биологически активных добавок к пище и косметических средств. Суть идеи заключается в постадийном решении поставленной перед учащимся задачи на различных кафедрах; структура выполненной работы должна быть аналогична диссертационному исследованию по специальности «Фармация». С точки зрения методологии выбора кандидатуры и темы работы выделены следующие категории учащихся в соответствии с их успеваемостью и типом личности: «звезды», «попутчики» и «хорошисты», для работы с которыми предлагаются различные методологические подходы

Прикрепленный файлРазмер
201101_162-165.pdf569.99 кб

Психовегетативные и уродинамические нарушения у детей с первичным ночным энурезом

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 653-658
Рубрика: Педиатрия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Нестеренко О.В., Королева И.В., Горемыкин В.И., Елизарова С.Ю., Хижняк А.В., Протопопов А.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Проведен анализ психовегетативного статуса, уродинамики нижних мочевых путей, характера семейного воспитания у детей с различным течением первичного ночного энуреза. Обследованы 198 детей с ПНЭ и 36 здоровых детей, составивших группу сравнения. Обнаружено, что для детей с ПНЭ характерно наличие детру-зорно-сфинктерной диссинергии и нарушенное семейное воспитание, степень тяжести энуреза коррелирует с выраженностью минимальных мозговых дисфункций. Особенности вегетативной регуляции у детей с первичным ночным энурезом складываются из стабильного повышения тонуса парасимпатической и снижения тонуса симпатической нервной системы, степень выраженности которых увеличивается с нарастанием тяжести заболевания

Прикрепленный файлРазмер
201003_653_658.pdf523.13 кб

Диагностика риска развития коллапсоидных осложнений в группе студентов с аномальной сердечно-сосудистой реакцией

Год: 2010, том 6 Номер: №3 Страницы: 615-619
Рубрика: Клиническая лабораторная диагностика Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Усанов Д.А., Протопопов А.А., Скрипаль А.В., Аверьянов А.П., Репин В.Ф., Рытик А.П., Вагарин А.Ю., Кузнецов М.А., Петрова М.Г.
Организация: ГБОУ ВПО Национальный исследовательский Саратовский ГУ им. Н.Г. Чернышевского, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

По результатам анализа формы пульсовой волны исследована предрасположенность к потенциальной опасности коллапсоидных осложнений у студентов первого курса на занятиях по физкультуре. С помощью разработанного устройства выявлена (из 429 обследованных) группа студентов, имеющих предрасположенность к риску коллапсоидных осложнений при физической нагрузке. Обоснованность отнесения этих студентов к группе риска подтверждается результатами клинического исследования

Прикрепленный файлРазмер
201003_615_619.pdf908.69 кб