Saratov JOURNAL of Medical and Scientific Research

№1, 2015, volume 11

Treatment of chronic generalized periodontitis at women in the period of postmenopause

Year: 2015, volume 11 Issue: №1 Pages: 069-073
Heading: Stomatology Article type: Original article
Authors: Ostrovskaya L.U., Khanina A.l.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

Purpose: an assessment of efficiency of complex treatment of periodontitis at women in a period of postmenopause with the use of zoledronic acid. Material and methods. Examination and treatment of 90 patients with a chronic generalized periodontitis against post-menopausal osteoporosis has been conducted. Material is processed statistically. Results. Application of preparations of zoledronic acid in complex treatment of system osteoporosis and periodontitis allows to reduce the frequency of recurrence of periodontal disease and to improve indicators of bone remodeling. Conclusion. In conclusion it is worth while determining that zoledronic acid in complex therapy of periodontitis is an effective method of drug correction of a mineral exchange before periodontological surgery.

AttachmentSize
2015_01_069-073.pdf420.29 KB

Theoretical background of healthcare management in the conditions of social and economic instability

Year: 2015, volume 11 Issue: №1 Pages: 065-068
Heading: Health Service Organization Article type: Author's opinion
Authors: Shuldyakov V.A., Chernenkov Yu.V., Denisova Т.Р.
Organization: Children's Hospital of the Saratovsk Region, Saratov, Saratov State Medical University
Summary:

Purpose: to develop fundamental basis of science based healthcare management in social and economic instability. Public health state (1998-2008, selected region) was characterized by cardiovascular health parameters (Code IX, ICD-10). Systematic review was performed according to PRISMA guidelines. Dynamic characteristics of major cardiovascular diseases in social and economic instability considered as a cause of a population system destabilization were reconstructed. Conclusion. Fundamentals of science based healthcare management in social and economic instability include long- and short-term prognosis of public health characteristics as the result of multifactor external influences on cardiovascular diseases prevalence.

AttachmentSize
2015_01_065-068.pdf370.54 KB

The quality of life optimization vectors of patients with ischemic heart disease

Year: 2015, volume 11 Issue: №1 Pages: 062-065
Heading: Health Service Organization Article type: Original article
Authors: Krom I.L., Erugina M.V., Sazanova G.Yu.
Organization: Saratov State Medical University, Saratov Institute of Social Education, Head of Centre of Medical and Social Research
Summary:

The purpose of research is an integrative analysis and justification of the priorities of the quality of life optimization with patients with coronary heart disease. Material and Methods. Some sociological and statistical methods were used in this study. Results. The article presents the results of the study of quality of life of patients with ischemic heart disease, using a questionnaire WHOQOL-100. The study established the statistical dependence of the quality of life of patients with coronary heart disease on the quality of medical care, which is considered by the authors as an obligate modifiable predictor of quality of life of these patients. Conclusion. Medical care is considered according to the research as the obligate modified predictor of quality of life of the patients suffering from coronary heart disease. Statistical dependence of indicators of quality of life of sick IBS on medical care is established during research. Correction of standards of medical care acts as one of conditions of optimization of quality of life of sick coronary heart disease.

Источники поддержания здоровья в интерпретациях представителей пожилого возраста

Year: 2015, volume 11 Issue: №1 Pages: 058-061
Heading: Gerontology and geriatrics Article type: Original article
Authors: Chernyshkova Е.М., Andriyanova Е.А., Repin V.F., Chernyshkov D.V.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The goal is to analyze the main sources of health maintenance among elderly people who continue working after retirement. Material and methods. Analysis of the main sources of health maintenance among elderly people is based on the results of sociological research by means of semi-structured interview, conducted in 2014 in Saratov city. The sample included 8 respondents aged 55-65 years who continue working after their retirement. Results. The main sources of health maintenance among working pensioners include such preventive measures as moderate physical exercise, rational nutrition, folk medicine, hardening, and regular medical examinations. It was revealed that in the case of self-prevention of chronic diseases worsening elderly persons rely on previous doctors' prescriptions, drugs instructions, and medical literature. Conclusion. The data obtained in this research allow to make the conclusion that along with demand for preventive measures of health maintenance among working pensioners, there is an expansion of self-medication practice. This fact could be explained by a decrease of confidence in primary health care services, low availability of paid medical services.

AttachmentSize
2015_01_058-061.pdf379.76 KB

Psychological background of prevention and treatment in geriatrics

Year: 2015, volume 11 Issue: №1 Pages: 056-058
Heading: Gerontology and geriatrics Article type: Author's opinion
Authors: Nazarov M.l., Denisova I.P., Yuanov А.А.
Organization: Regional Hospital for War Veterans, Saratov, Saratov State Medical University
Summary:

Confidentiality as the component of an interpersonal "patient — medical practitioner" contact formation can be considered as a corner stone of geriatric practice. Major psychological pitfalls of geriatric practice have been reviewed. The main issue of the paper is psychological substantiation of treatment and prevention of elderly.

AttachmentSize
2015_01_056-058.pdf375.58 KB

Modern strategy of diagnostics and treatment of NSAID-induced enteropathy in elderly

Year: 2015, volume 11 Issue: №1 Pages: 052-056
Heading: Gerontology and geriatrics Article type: Original article
Authors: Lipatova Т.Е., Dudaeva N.G.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The aim of the research is to improve the efficiency of diagnosis and treatment of NSAID-induced enteropathy at elderly patients with chronic pain (osteoarthritis, dorsopathy). Material and Methods. 300 elderly with osteoarthritis or dorsopathies regularly (8 weeks or more) receiving diclofenac at 75 mg per day were inspected. Clinical features, morphology, components of the diffuse endocrine system of the small intestine were studied. Results. It is defined, that at elderly patients with regular use of NSAIDs in 25% of cases postbulbar erosive duodenitis, in 75% of cases inflammatory and atrophic changes of the distal duodenum were diagnosed. Diagnosis of NSAID-induced enteropathy at elderly should include faecal calprotectin and morphology analysis of postbulbar area of the duodenum. Use meloxicam and sulfasalazine at older patients helps to eliminate or reduce intestinal dyspepsia, malabsorption, and intestinal inflammation on the results of faecal calprotectin and of histology of the small intestine. Conclusion. Elderly patients are at high-risk group for NSAID-induced enteropathy due to functional disturbances in the neuroendocrine system of the small intestine.

AttachmentSize
2015_01_052-056.pdf427.11 KB

Strategy and tactics of surgical treatment in elderly patients with ischemic form of diabetic foot syndrome

Year: 2015, volume 11 Issue: №1 Pages: 049-052
Heading: Gerontology and geriatrics Article type: Review
Authors: Shapkin Yu.G., Yuanov A.A., Efimov E.V.
Organization: Saratov State Medical University, Regional Hospital for War Veterans, Saratov
Summary:

The article analyzes the Russian and foreign publications on the issue of treatment of elderly and senile patients with critical limb ischemia and diabetes mellitus. It is shown that the topic is relevant, and, despite its wide coverage in the press, does not have the final decision. Currently unresolved issues include the terms and indications for reconstructive surgery, the amount and the method of amputation, postoperative care.

AttachmentSize
2015_01_046-052.pdf376.49 KB

The senile kidney

Year: 2015, volume 11 Issue: №1 Pages: 046-049
Heading: Gerontology and geriatrics Article type: Lecture
Authors: Denisova Т.Р., Lipatova Т.Е., Chernenkov Yu.V., Nazarov M.l.
Organization: Regional Hospital for War Veterans, Saratov, Saratov State Medical University
Summary:

The given work summarizes external data and self-obtained results on development and diagnostic of kidney involution modifications. Article discusses definition of "senile kidney" as a clinical and pathomorphological term. Major statements on pathophysiological causes of age-associated renal disorders and their prognosis, specifics of chronic kidney disease in elderly and senile patients have been reviewed. Phenomenon of renal "multimorbidity" in eldely maximizes worsening risk of unmodifiable kidney function.

AttachmentSize
2015_01_046-049.pdf396.13 KB

Natriuretic peptides and Galectin-3 in senile heart failure patients with preserved ejection fraction.

Year: 2015, volume 11 Issue: №1 Pages: 041-046
Heading: Gerontology and geriatrics Article type: Original article
Authors: Malinova L.I., Podbolotov R.A., Povarova T.V., Pletneva G.F.
Organization: Saratov State Medical University, Saratov Road Clinical Hospital, Regional Hospital for War Veterans, Saratov
Summary:

Purpose: to characterize biomarker panel in senile patients with heart failure with preserved ejection fraction (HF-pEF). Material and Methods. 356 senile patients with chronic heart failure with preserved ejection fraction (HFpEF) were examined to form the study sample of 48 male patients without atrium fibrillation, anemia, diabetes mellitus, onco-pathology and missing clinical data. NT-proBNP, galectin-3 (gal-3) and proANT assay was performed by commercially available ELISA kits. Results. In patients without left ventricular (LV) regional wall motion abnormalities (RWMA). gal-3 (2,13 (0,98; 3,50) vs 5.16 (4,34;9.63) ng/mL, p = 0.011) and NT-proBNP (5,59 (1,00; 10.13) vs 32,04 (15,40; 46,18) fmol/mL, p=0,006) levels were significantly lower than in patients with LV RWMA. Contrarily proANP level was lower in patients with LV RWMA (3,24 (2,47; 3,75) vs 1,38 (0,83; 2,29) nmol/mL, p=0.071). proANP was the only biomarker to increase significantly in long livers (7,30 (4,52; 7,63) vs 2,68 (1,88; 3,32) nmol/mL, p=0.006). NT-proBNP positively correlated with glucose level and negatively with hsCRP (R=0,52, p=0,007). Conclusion. Biomarker panel in senile heart failure patients with preserved ejection fraction has characterized: increase in NT-proBNP and galectin-3 is associated with more severe clinical course and presence of regional wall motion abnormalities in senile patients.

AttachmentSize
2015_01_041-046.pdf939.62 KB

Heart ischemic disease and longevity: unsolved problems

Year: 2015, volume 11 Issue: №1 Pages: 037-041
Heading: Gerontology and geriatrics Article type: Original article
Authors: Markova T.Yu., Malinova L.I., Denisova Т.Р.
Organization: Regional Hospital for War Veterans, Saratov, Saratov State Medical University
Summary:

The purpose of the study was to estimate clinical signs and course of coronary heart disease in long-livers and centenarians. Material and Methods. The study included overall population of Saratov — Engels agglomeration's long-livers (>=90 years old, n=198). Results. The rates of major clinical forms of coronary heart disease were detected: atrial fibrillation — 10.6%, chronic heart failure (with preserved ejection fraction) — 10.1 % and angina — 5.1 %. Myocardial infarction was verified in 9.6% of long-livers. Myocardial scar criteria prevailed over myocardial infarction history. Received data corroborated dissolving phenomena of coronary heart disease and noninsulin dependent diabetes mellitus in long-livers. Gender differences in electrophysiological parameters were detected in long-livers. Centenarians with the history of myocardial infarction preserved a satisfactory level of physical activity. Conclusion. Received data confirm a presence of an excessive security: prevention of coronary heart disease manifestation and progression in longevity. Long-livers should be considered as a natural model of an antiatherogenic factors and mechanisms.

AttachmentSize
2015_01_037-041.pdf409.25 KB

Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

№1, 2015, том 11

Лечение хронического генерализованного пародонтита у женщин в постменопаузе

Год: 2015, том 11 Номер: №1 Страницы: 069-073
Рубрика: Стоматология Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Островская Л.Ю., Ханина А.И.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: оценка эффективности комплексного лечения пародонтита у женщин в постменопаузе с применением золедроновой кислоты. Материал и методы. Проведено обследование и лечение 90 больных с хроническим генерализованным пародонтитом на фоне постменопаузального остеопороза. Материал обработан статистически. Результаты. Применение препаратов золедроновой кислоты в комплексном лечении системного остеопороза и пародонтита позволяет снизить частоту рецидивов заболевания пародонта и улучшить показатели костного ремоделирования. Заключение. Включение золедроновой кислоты в комплексную терапию пародонтита является эффективным методом медикаментозной коррекции минерального обмена перед хирургическим пародонтологическим лечением.

Прикрепленный файлРазмер
2015_01_069-073.pdf420.29 кб

Теоретические основы формирования доказательного управления здравоохранением в регионе в условиях социально-экономической нестабильности

Резюме:

Цель: формирование теоретической базы системы управления здравоохранением региона в условиях социально-экономической нестабильности. Характеризовано состояние общественного здоровья за период 1998-2008 гг. по параметрам сердечно-сосудистой патологии (класс IX МКБ 10). Систематизированный обзор литературы свободного доступа проводился в соответствии с рекомендациями PRISMA. Актуализированы динамические характеристики важнейших форм кардиоваскулярной патологии в условиях выведения популяци-онной системы из равновесия (на высоте действия социального стресса). Заключение. Сформулированы основные теоретические положения формирования доказательного управления здравоохранением в регионе в условиях социально-экономической нестабильности. Базисом доказательного управления здравоохранением является построение долгосрочного и краткосрочного прогнозов параметров общественного здоровья на основе оценки многофакторного внешнего воздействия на динамику внутренней патологии в популяции.

Прикрепленный файлРазмер
2015_01_065-068.pdf370.54 кб

Векторы оптимизации качества жизни больных ишемической болезнью сердца

Резюме:

Цель: интегративный анализ и обоснование приоритетных направлений оптимизации качества жизни больных ИБС. Материал и методы. В работе применялись медико-социологические и статистические методы исследования: определение средней арифметической, ее типичности, а также статистическая оценка достоверности полученных данных путем оценки достоверности средней арифметической. Результаты. В статье представлены результаты исследования качества жизни больных, страдающих ишемической болезнью сердца, с использованием опросника WHOQOL-100. В ходе исследования установлена статистическая зависимость показателей качества жизни больных ишемической болезнью сердца от качества медицинской помощи, которая рассматривается нами как облигатный модифицируемый предиктор качества жизни данной категории больных. Заключение. Медицинская помощь — облигатный модифицируемый предиктор качества жизни больных, страдающих ИБС. В ходе исследования установлена статистическая зависимость показателей качества жизни больных ИБС от медицинской помощи. Коррекция стандартов медицинской помощи выступает одним из условий оптимизации качества жизни больных ИБС.

Источники поддержания здоровья в интерпретациях представителей пожилого возраста

Год: 2015, том 11 Номер: №1 Страницы: 058-061
Рубрика: Геронтология и гериатрия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А., Репин В.Ф., ЧернышковД.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: анализ основных источников поддержания здоровья пожилыми людьми, продолжающими работать после наступления пенсионного возраста. Материал и методы. Анализ основных источников поддержания здоровья пожилых людей базируется на результатах проведенного в 2014 г. в г. Саратове социологического исследования методом полуструктурированного интервью. В выборку вошли 8 респондентов в возрасте 55-65 лет, продолжающих трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста. Результаты. К основным источникам поддержания здоровья работающие пенсионеры отнесли профилактические меры: умеренные физические нагрузки, рациональное питание, народную медицину, закаливание, а также регулярный врачебный контроль. Выявлено, что в случае самостоятельного предупреждения возникновения и обострения хронических заболеваний пожилые люди опираются на предыдущие предписания врачей, инструкции к препаратам, медицинскую литературу. Заключение. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют констатировать, что, наряду с востребованностью профилактических мер по поддержанию здоровья работающими пенсионерами, наблюдается расширение практик самолечения. Этот факт может быть обусловлен снижением доверия к медицинскому обслуживанию в первичном звене здравоохранения, низкой доступностью платных медицинских услуг.

Прикрепленный файлРазмер
2015_01_058-061.pdf379.76 кб

Психологические основы лечебной и профилактической работы с пациентами старших возрастных групп

Резюме:

Важнейшим аспектом клинической практики является установление доверительного контакта между врачом и пациентом. Рассмотрены основные психологические «подводные камни» работы с пациентами позднего возраста. Проведено психологическое обоснование особенностей лечебных и профилактических мероприятий в указанной возрастной группе.

Прикрепленный файлРазмер
2015_01_056-058.pdf375.58 кб

Современная стратегия диагностики и лечения НПВП-индуцированной энтеропа-тии у пожилых пациентов

Год: 2015, том 11 Номер: №1 Страницы: 052-056
Рубрика: Геронтология и гериатрия Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Липатова Т.Е., Дудаева Н.Г.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: повышение эффективности диагностики и лечения энтеропатии, индуцированной НПВП, у пожилых пациентов с хроническим болевым синдромом (остеоартроз, дорсопатии). Материал и методы. Обследованы 300 пожилых пациентов с остеоартрозом или дорсопатиями, регулярно (8 недель и более) принимающих дикло-фенак в дозе 75 мг в сутки. Изучены клинические особенности, общая морфология, особенности компонентов диффузной эндокринной системы тонкой кишки. Результаты. У пожилых пациентов при регулярном приеме НПВП в 25% случаев выявляется эрозивный дуоденит с локализацией в постбульбарной области, в 75% воспалительные и атрофических изменения слизистой оболочки дистального отдела двенадцатиперстной кишки. Диагностика энтеропатии, индуцированной НПВП, у пожилых должна включать определение содержания фекального кальпротектина и эзофагогастродуоденоскопию с биопсией постбульбарного отдела двенадцатиперстной кишки. Замена диклофенака на мелоксикам и проведение курса терапии сульфасалазином у пожилых пациентов способствуют устранению или уменьшению кишечной диспепсии, мальабсорбции, признаков кишечного воспаления по результатам фекального кальпротектина и гистологической картины тонкой кишки. Заключение. Пожилые пациенты представляют группу высокого риска по формированию НПВП-индуцированной энтеропатии в связи с функциональными нарушениями в диффузной нейроэндокринной системе тонкой кишки.

Прикрепленный файлРазмер
2015_01_052-056.pdf427.11 кб

Стратегия и тактика хирургического лечения ишемической формы синдрома диабетической стопы у больных пожилого возраста

Резюме:

Проведен анализ опубликованных отечественных и иностранных исследований, затрагивающих вопрос лечения больных пожилого и старческого возраста с критической ишемией нижних конечностей на фоне сахарного диабета. Показано, что тема актуальна и, несмотря на ее широкое освещение в печати, не имеет окончательного решения. В настоящее время еще не решены такие вопросы, как сроки и показания к реконструктивной операции, объем и метод ампутации, ведение послеоперационного периода. Ключевые слова: критическая ишемия конечности, синдром диабетической стопы, пожилой возраст.

Прикрепленный файлРазмер
2015_01_046-052.pdf376.49 кб

Сенильные почки

Резюме:

В лекции обобщены литературные данные и собственные наблюдения авторов по проблеме формирования и диагностики инволюционных изменений в почках. Авторами формируется клинико-патоморфологическое определение понятия «сенильные почки». Излагаются патофизиологические предпосылки формирования позд-новозрастной патологии почек и ее прогноз, затрагивается проблема диагностики хронической болезни почек у пациентов пожилого и старческого возраста. Феномен «мультиморбидности» старческой почки делает риск необратимого ухудшения функции почек максимальным.

Прикрепленный файлРазмер
2015_01_046-049.pdf396.13 кб

Натрийуретические пептиды и галектин-3 у пациентов старческого возраста с хронической сердечной недостаточностью с сохраненной фракцией выброса

Резюме:

Цель: определить особенности профиля диагностических биомаркеров у больных старческого возраста с хронической сердечной недостаточностью с сохраненной фракцией выброса. Материал и методы. Обследовано 356 мужчин старческого возраста с хронической сердечной недостаточностью с сохранной фракцией выброса левого желудочка (ХСЩФВЛЖ), исключены 317 пациентов с фибрилляцией предсердий, ХОБЛ, сахарным диабетом, ожирением, анемией, онкологическими заболеваниями, отсутствующими или неполными данными. Определены уровни NT-proBNP, proANP, галектина-3. Результаты. У пациентов старческого возраста без признаков локального нарушения сократимости левого желудочка (ЛНСЛЖ) уровни галектина-3 (2,13 (0,98; 3,50) vs 5,16 (4,34; 9,63) ng/mL, р=0,011) и NT-proBNP (5,59 (1,00; 10.13) vs 32,04 (15,40; 46,18) fmol/mL, р=0,006) были статистически значимо ниже, чем у пациентов с ЛНСЛЖ. Уровень proANP был ниже у пациентов с ЛНСЛЖ (3,24 (2,47; 3,75) vs 1,38 (0,83; 2,29) nmol/mL, р=0,071), однако эта тенденция не достигала степени статистической значимости. Только proANP был значимо выше среди долгожителей (7,30 (4,52; 7,63) vs 2,68 (1,88; 3,32) nmol/mL, р=0.006). Выявлена положительная корреляционная связь между NT-proBNP и уровнем глюкозы крови (R=0,52, р=0,007). Заключение. Определены особенности профиля биомаркеров дезадаптивно-го ремоделирования у пациентов старческого возраста с хронической сердечной недостаточностью с сохранной ФВ ЛЖ: высокие значения NT-proBNP и галектина-3 ассоциированы с клинически более тяжелой ХСН. У паци-
ентов старческого возраста с ХСН с сохранной ФВ ЛЖ наличие локальных нарушений сократимости миокарда левого желудочка сопровождалось статистически значимо более высокими уровнями NT-proBNP и галектина-3.

Прикрепленный файлРазмер
2015_01_041-046.pdf939.62 кб

Ишемическая болезнь сердца и долгожительство: неразгаданные вопросы

Резюме:

Цель: выделить особенности клинических проявлений и течения ишемической болезни сердца у лиц, достигших предела видовой продолжительности жизни человека. Материал и методы. Проводилось сплошное обследование долгожителей городской агломерации Саратов — Энгельс (90 лет и старше, п=198). Результаты. Определены распространенности основных форм ишемической болезни сердца у долгожителей городской агломерации Саратов — Энгельс, их которых наиболее частой была фибрилляция предсердий (10,6%), хроническая сердечная недостаточность (10,1 %) с сохранной фракцией выброса левого желудочка и стенокардия напряжения 5,1 %. Перенесенный инфаркт миокарда был документирован у 9,6% обследованных лиц. Частота очаговых изменений в миокарде превышала указания на перенесенный инфаркт миокарда. Подтвержден феномен «растворения» ишемической болезни сердца и сахарного диабета 2-го типа в группе столетних жителей. Выявлены тендерные различии электрофизиологических параметров миокарда у долгожителей. Лица, перенесшие инфаркт миокарда, к пределу видовой продолжительности жизни сохраняли достаточную физическую активность. Заключение. Все перечисленное позволяет рассматривать феномен долгожительства как состояние максимально возможной защиты от формирования и прогрессирования ишемической болезни сердца, а долгожителей — как перспективную категорию населения для выявления антиатерогенных факторов и механизмов

Прикрепленный файлРазмер
2015_01_037-041.pdf409.25 кб