Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

Психологические факторы профессиональной успешности операторов блочных щитов управления атомных электростанций

Резюме:

Цель: провести сравнительный анализ психологических характеристик наиболее и наименее успешных операторов БЩУ АС. Материал и методы. Были обследованы операторы БЩУ трех атомных электростанций, работавших в штатных условиях эксплуатации, с помощью трех психодиагностических методик: ММИЛ, 16-ФЛО (форма А) и теста «Прогрессивные матрицы» Равена. При помощи перекрестной экспертной оценки по методу ранжирования были выделены две группы операторов, полярных по признаку их профессиональной успешности. Результаты. Выявлено большое число достоверных различий по показателям психодиагностических методик между исследуемыми группами. Наиболее успешные операторы были более склонны к интроверсии, правильно решали большее число пространственно-образных логически задач в условиях дефицита времени с меньшей долей ошибок, чем наименее успешные операторы. Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Использованные психодиагностические методики адекватны поставленной цели по выявлению психологических различий между группами операторов БЩУ, полярных по признаку профессиональной успешности. 2. Личностные особенности, составляющие понятие «интроверсия», в сочетании с развитыми способностями к решению пространственно-образных абстрактных логических задач в условиях дефицита времени, по-видимому, являются для операторов БЩУ профессионально важными качествами, которые необходимо учитывать при проведении психологического профессионального отбора и профориентации на АС.

Литература:
1. Meshkati N. Human Factors in Large-Scale Technological Systems' Accidents: Three Mile Island, Bhopal, Chernobyl. Industrial Crisis Quarterly 1991; 5: 131 -154
2. Абрамова B.H., Волков Э.В., Мельникова И.В. и др. Разработка профессиограмм профессиональной деятельности персонала атомных станций: психологические аспекты. В сб.: Труды психологической службы в атомной энергетике и промышленности. Обнинск: ОНИЦ, 2010; Т. 4, с. 65-70
3. Абрамова B.H., Белехов В.В., Вельская Е.Г. и др. Психологические методы в работе с кадрами на АЭС. М.: Энергоатомиздат, 1988; 192 с.
4. Кулагин Б.В. Профессиональная психодиагностика. М.: Медицина, 1984; 216 с.
5. Навакатикян А.О., Крыжановская В.В.,Кальниш В.В. Физиология и гигиена умственного труда. Киев: Здоров'я, 1987; 194 с.
6. Тышлек Е.Г. Методы оценки успешности профессиональной деятельности операторов: дис... канд. психол. наук. М., 1984; 168 с.
7. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976; 186 с.8 8. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Консультант Плюс — Новые технологии, 2011; 318 с.
9. Мельников B.M., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985; 320 с.
10. Похилько В. И., Шмелев А. Г. Психодиагностика черт (тест-опросники и субъективное шкалирование черт). Глава 4 в кн.: Общая психодиагностика. (Ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин), М.: Изд-воМГУ, 1987; с. 113-134)
11. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001; 732 с.

Прикрепленный файлРазмер
2014_04-01_758-761.pdf434.46 кб

Голосов пока нет