Saratov JOURNAL of Medical and Scientific Research

№3, 2011, volume 7

Hundred years of helping people

Year: 2011, volume 7 Issue: №3 Pages: 740-743
Heading: Scientific schools Article type:
Authors: Shapkin J.G., Chalyk J.V., Potakhin S.N., Yefimov E.V.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article stated the history of department of general surgery since its foundation. It pointed out the actual issues of the present work of department, the main directions in research interests and development prospects

AttachmentSize
201103_740-743.pdf1.08 MB

Scientific contribution of professor V.A. Arnoldov to the development of hygiene and sanitation in Russia (dedicated to the 150-th anniversary of his birth)

Year: 2011, volume 7 Issue: №3 Pages: 735-740
Heading: Scientific schools Article type:
Authors: Zavyalov A.I., Eliseev Yu.Yu., Lutsevich I.N., Rajkova S.V., Alekseeva N.I.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article presents biographic data about professor V.A. Arnoldov, highlighting his scientific and practical contribution to the development of hygiene and sanitation in Russia; foundation of department of hygiene in Imperial Nickolay University (Saratov city)

AttachmentSize
201103_735-740.pdf1002.56 KB

The studyjng motor memory in applied formation of professionaily-applied physical culture of the person doctors

Year: 2011, volume 7 Issue: №3 Pages: 730-734
Heading: Pedagogics and Education Article type: Original article
Authors: Pavlov V.I.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

Aim. Development of technical devices and means of motor memory study in humans as well as their use in process of medical professionals training are considered to be one of the most important factors in educating applied training at medical schools and universities. The purpose of this research was the development of device for study of precision motion playback. Material and methods. The study included more than 1600 volunteers. In the result of the research it was established that persistent change in accuracy of playback parameters of movement for persons engaged in physical exercises in various educational departments of physical education are not homogeneous

AttachmentSize
201103_730-734.pdf692.83 KB

Innovation and development prospects of pre-university education of Saratov State Medical University

Year: 2011, volume 7 Issue: №3 Pages: 727-730
Heading: Pedagogics and Education Article type: Original article
Authors: Popkov V.M., Protopopov A. A., Fedorova L.M., Naumova E.V.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The article considers innovative methods used in the pre-university education at Saratov State Medical University and directed to the modernization of educational program. It points out that competence-based approach includes the following components — problem teaching and adaptive system, heuristic teaching, personal approach to teaching, computerization, distant education technologies and integration-module technology

AttachmentSize
201103_727-730.pdf346.64 KB

Cystic growths of spleen in children

Year: 2011, volume 7 Issue: №3 Pages: 724-726
Heading: Surgery Article type: Author's opinion
Authors: Morozov D.A., Goremykin I.V., Turkovsky V.B., Napolnikov F.К., Pogosyan K.L., Lukyanenko E.A.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The effectiveness of different surgical techniques in patients with cystic lesions of spleen is considered in the article. The results of treatment of 9 children aged from 9 to 16 years old during the period from 1998 till 2009 have been analyzed. The examination included ultrasound computerized tomography and MRT Differential diagnosis was made between lymphangiomas, hemangiomas and true cystic growths of spleen. The proper diagnosis was made after his-tological examination. The invasive procedures preserving spleen were preferred. But despite the surgical technique the possibility of cystic recurrence was remained. Percutaneus puncture with draining and long term sclerotherapy performed by laparoscopy control was considered to be a safe procedure

AttachmentSize
201103_724-726.pdf1.95 MB

Ultrasonic diagnostics perspectives in patients with urolithiasis (review)

Year: 2011, volume 7 Issue: №3 Pages: 718-723
Heading: Urology Article type: Review
Authors: Skvorzova N.V., Chekhonatskaya M.L., Rossolovsky A.N., Kondratjeva О.A., Sedova L.N., Abramova A.P.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

The current aspects of ultrasonic diagnostics and monitoring in treatment of urolithiasis and obstructive syndrome were considered on the basis of the analysis of native and foreign literature. The reaction of hemodynamic parameters of the kidney to obstruction of the upper urinary tract and the impact of the shock waves on renal parenchyma were under the study. The potential of Doppler in the evaluation of renal blood flow both before and after surgery were highlighted in the article

AttachmentSize
201103_718-723.pdf360.46 KB

Bacterial spectrum of urine in staghorn calculi nephrolithiasis

Year: 2011, volume 7 Issue: №3 Pages: 714-718
Heading: Urology Article type: Original article
Authors: Kogan М.I, Hasigov A.V., Belousov l.l.
Organization: Rostov State Medical University
Summary:

Purpose: to study the role of the bacterial spectrum of urine in the development and clinical course of staghorn calculi nephrolithiasis. Patients and Methods. From 2008 to 2010 in the urological department of Rostov State Medical University urine culture was assessed in 86 patients with staghorn calculi. Mean age was 50,4±5,9 (25-73) years. Results: Most of the patients with staghorn calculus (89,5%) have microbial contamination of urine, which has a high correlation with leucocituria, and the spectrum of microorganisms often has the various bacterial associations, which caused more infection complications during treatment. Conclusion: In the urine urease-producing bacteria, E. Coli, gram-positive organisms, nonclostridial anaerobic bacteria were predominated

AttachmentSize
201103_714-718.pdf346.58 KB

Vascular endothelial growth factor as a marker of development of relapses in the postoperative period in kidney and bladder tumors

Year: 2011, volume 7 Issue: №3 Pages: 711-714
Heading: Urology Article type: Original article
Authors: Durnov D.A., Mikhailov V. Yu., Zakharova N.B., Ponukalin A.N.
Organization: Saratov State Medical University
Summary:

Aim: The article considers the results of research of the vascular endothelial growth factor (VEGF) in blood serum in patients with kidney and bladder tumors after surgical intervention. Materials and methods: The total of investigated patients consisted of 75 primary patients with kidney cancer (stages pT1-pT3N0M0), 75 patients with non-muscle-invasive bladder cancer (NMIBC), stages pTa-1NxMoG1-3, 25 patients with cysts of kidneys and 30 healthy patients. Results of research of content of VEGF in patients with kidney cancer and NMIBC in the postoperative period confirmed the role of angiogenesis processes both in the development of tumoral tissue and relapses of disease. Conclusion: Investigations of VEGF in blood serum may be additional method of revealing kidney cancer and NMIBC after surgical treatment of relapses of disease and may influence on the duration of recurrence-free period

AttachmentSize
201103_711-714.pdf341.48 KB

Modern conceptions about mechanisms of progression process of hip dysplasia in children (review)

Year: 2011, volume 7 Issue: №3 Pages: 704-710
Heading: Traumatology and Orthopedics Article type: Review
Authors: Sertakova А.V., Morozova O.L., Norkin I.A., Anisimov D.I.
Organization: Saratov State Medical University, Saratov Scientific Research Institute of Traumatology and Orthopedics
Summary:

In the literature review of modern data concerning mechanisms of formation and progression process of hip dysplasia in children is represented. The questions concerning classification, processes of morphological and functional (biochemical) change of osteocartilaginous components of hip in children with connective tissue dysplasia, changes of content of remodeling and skeletal system degradation markers, angiogenesis in the process of progression of pathological changes in joint are taken up

AttachmentSize
201103_704-710.pdf331.23 KB

Surgical treatment of equinus foot deformity in children with cerebral palsy (review)

Year: 2011, volume 7 Issue: №3 Pages: 699-703
Heading: Traumatology and Orthopedics Article type: Review
Authors: Krasnov A.S.
Organization: N. Novgorod Scientific Research Institute of Traumatology and Orthopedics
Summary:

The review presents data about etiology and pathogenesis of cerebral palsy in children and its clinical manifestations. The effectiveness analysis of main surgical methods to correct equinus foot deformity in children with cerebral palsy has been conducted. The article comes to conclusion that at present surgical methods eliminating all pathologic deformity units are incompletely presented. In this connection high recurrence frequency after using traditional treatment methods is registered. Development of surgical intervention adequate to pathologic foot state in children with cerebral palsy is a perspective direction in treatment of given category of patients

AttachmentSize
201103_699-703.pdf333.21 KB

Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

№3, 2011, том 7

Сто лет помощи людям

Год: 2011, том 7 Номер: №3 Страницы: 740-743
Рубрика: Научные школы Тип статьи:
Авторы: Шапкин Ю.Г., Чалык Ю.В., Потахин С.Н., Ефимов Е.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Изложена история кафедры общей хирургии с момента основания по настоящий период. Представлены основные направления работы сотрудников кафедры, исследовательские интересы и перспективы развития

Прикрепленный файлРазмер
201103_740-743.pdf1.08 Мб

Научный вклад профессора В.А. Арнольдова в развитие гигиены и санитарного дела в России (к 150-летию со дня рождения)

Год: 2011, том 7 Номер: №3 Страницы: 735-740
Рубрика: Научные школы Тип статьи:
Авторы: Завьялов А.И., Елисеев Ю.Ю., Луцевич И.Н., Райкова С.В., Алексеева Н.И.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

В статье представлены биографические данные о профессоре В.А. Арнольдове, отражающие его научный и практический вклад в развитие гигиены и санитарного дела в России, создание кафедры гигиены в Императорском Николаевском университете (г. Саратов)

Прикрепленный файлРазмер
201103_735-740.pdf1002.56 кб

Исследование моторной памяти в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры личности врача

Год: 2011, том 7 Номер: №3 Страницы: 730-734
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Павлов В.И.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Разработка технических средств и способов изучения памяти человека на движение (моторная память) и методов их применения непосредственно в процессе подготовки медицинских кадров является одной из важных предпосылок воспитания физической культуры у будущего врача. Целью данного исследования явилась разработка устройства по изучению точности воспроизведения движения. Материал и методы. В исследование включено более 1600 добровольцев. Определялась способность человека анализировать пространственные характеристики выполняемого движения в различных условиях занятий физическими упражнениями. В результате проведенного исследования было установлено, что регистрируемые изменения в точности воспроизведения параметров заданного движения у лиц, занимающихся физическими упражнениями в различных учебных отделениях физического воспитания, неоднородны. Заключение. Таким образом, адекватные виды спорта являются объективным средством учебного процесса физического воспитания для психофизической подготовки врача-специалиста

Прикрепленный файлРазмер
201103_730-734.pdf692.83 кб

Инновации и перспективы развития довузовского образования СГМУ

Год: 2011, том 7 Номер: №3 Страницы: 727-730
Рубрика: Педагогика и образование Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Попков В.М., Протопопов А.А., Федорова Л.М., Наумова Е.В.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Рассматриваются инновационные методы, применяемые в системе довузовского образования Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского и направленные на решение программы модернизации современного образования: компетентностный подход и его составляющие — проблемное обучение и адаптивная система обучения, эвристическое обучение, личностный подход к обучению, информатизация образования, дистанционные образовательные технологии, интегративно-модульная технология

Прикрепленный файлРазмер
201103_727-730.pdf346.64 кб

Кистозные образования селезенки у детей

Год: 2011, том 7 Номер: №3 Страницы: 724-726
Рубрика: Хирургия Тип статьи: Авторское мнение
Авторы: Морозов Д.А., Горемыкин И.В., Турковский В.Б., Напольников Ф.К., Погосян К.Л., Лукьяненко Е.А.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Сравнивается эффективность методов лечения пациентов с кистозным поражением селезенки. Проанализированы результаты лечения девяти детей с кистами селезенки в возрасте от 9 до 16 лет в период с 1998 по 2009 г. Определение диагностической ценности ультрасонографии, компьютерной томографии и магниторезо-нансного исследования полостных образований селезенки выявило высокую схожесть картины при визуализации лимфангиом, гемангиом, а также истинных кист, поэтому окончательный диагноз ставился после проведения гистологического исследования. Предпочтение отдается малоинвазивным органосохраняющим операциям. Все имеющиеся на сегодня способы сопряжены с возможностью рецидивирования кисты вне зависимости от ее генеза. Перкутанная пункция с дренированием и продленным склерозированием, выполняемая под лапароскопическим контролем, по нашему мнению, является безопасным способом лечения кист селезенки и может выполняться повторно, так как не вызывает спайкообразования в брюшной полости

Прикрепленный файлРазмер
201103_724-726.pdf1.95 Мб

Возможности ультразвуковой диагностики мочекаменной болезни (обзор)

Год: 2011, том 7 Номер: №3 Страницы: 718-723
Рубрика: Урология Тип статьи: Обзор
Авторы: Скворцова Н.В., Чехонацкая М.Л., Россоловский А.Н., Кондратьева О.А., Седова Л.Н., Абрамова А.П.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

На основании анализа данных отечественной и зарубежной литературы рассмотрены современные аспекты ультразвуковой диагностики и мониторинга лечения мочекаменной болезни и обструктивного синдрома. Показаны особенности реакции гемодинамических параметров почки на обструкцию верхних мочевых путей и воздействие ударной волны на почечную паренхиму. Освещены возможности допплерометрии в оценке ренального кровотока как до, так и после операции.

Прикрепленный файлРазмер
201103_718-723.pdf360.46 кб

Микробный спектр мочи при коралловидном нефролитиазе

Год: 2011, том 7 Номер: №3 Страницы: 714-718
Рубрика: Урология Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Коган М.И., Хасигов А.В., Белоусов И.И.
Организация:
Резюме:

Цель: изучить роль микробного спектра мочи в развитии и клиническом течении коралловидного нефролитиаза (КН). Материалы и методы. С 2008 по 2010 г. в урологической клинике РостГМУ бактериологическое исследование мочи выполнили 86 пациентам с КН в возрасте 50,4±5,9 (25-73) лет. Результаты. В подавляющем большинстве (89,5%) у пациентов с КН обнаруживали микробную обсемененность мочи, имеющую высокую корреляцию с лейкоцитурией, при этом спектр микроорганизмов нередко составляют различные варианты бактериальных ассоциаций, в связи с чем у пациентов с микробными ассоциациями более часто возникали инфекционные осложнения на протяжении лечения. Заключение. В моче преобладали уреазопродуцирующие микроорганизмы, Е. Coli, грамположительные кокки, неклостридиальные анаэробы

Прикрепленный файлРазмер
201103_714-718.pdf346.58 кб

Фактор роста эндотелия сосудов как маркер развития рецидивов в послеоперационном периоде при злокачественных новообразованиях почки и мочевого пузыря

Год: 2011, том 7 Номер: №3 Страницы: 711-714
Рубрика: Урология Тип статьи: Оригинальная статья
Авторы: Дурнов Д.А., Михайлов В.Ю., Захарова Н.Б., Понукалин А.Н.
Организация: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме:

Цель: исследовать клиническое значение нарастания уровня фактора роста эндотелия сосудов (ФРЭС) в сыворотке крови больных злокачественными новообразованиями почек и мочевого пузыря после оперативного лечения. Материал и методы. Среди обследованных: 75 первичных больных раком почки (РП) стадии pT1-pT3N0M0, 75 больных немышечно-инвазивным раком мочевого пузыря (НМИРМП) стадии pTa-1NxMoG1-3, 25 больных с кистами почек, 30 практически здоровых лиц. Результаты исследования содержания ФРЭС у пациентов РП и НМИРМП в послеоперационном периоде подтверждают представления о роли процессов ангиогенеза как в развитии самой опухолевой ткани, так и при появлении рецидивов заболевания. Заключение. Исследование ФРЭС в сыворотке крови может быть экономически целесообразным дополнительным методом выявления у больных РП и НМИРМП после хирургического лечения рецидива заболевания и существенно влиять на продолжительность безрецидивного периода

Прикрепленный файлРазмер
201103_711-714.pdf341.48 кб

Современные представления о механизмах развития дисплазии тазобедренных суставов у детей (обзор)

Резюме:

Представлены современные сведения о механизмах формирования и развития дисплазии тазобедренных суставов у детей. Освещены вопросы, касающиеся классификации, процессов морфологической и функциональной (биохимической) перестройки костно-хрящевых компонентов тазобедренного сустава у детей с дисплазией соединительной ткани; трансформации содержания маркеров ремоделирования и деградации скелетной системы; ангиогенеза в процессе прогрессирования патологических изменений в суставе

Прикрепленный файлРазмер
201103_704-710.pdf331.23 кб

Хирургическое лечение эквинусной деформации стопы у детей с детским церебральным параличом (обзор)

Год: 2011, том 7 Номер: №3 Страницы: 699-703
Рубрика: Травматология и ортопедия Тип статьи: Обзор
Авторы: Краснов А.С.
Организация: ФГБУ Нижегородский НИИ травматологии и ортопедии Минздрава России
Резюме:

В обзоре литературы представлены современные данные об этиологии и патогенезе детского церебрального паралича, клинических проявлениях заболевания. Проведен анализ эффективности основных оперативных способов коррекции эквинусной деформации стопы у детей с детским церебральным параличом. Автор приходит к выводу, что в настоящее время берутся на вооружение не все хирургические способы, устраняющие патологические звенья деформации. В связи с этим отмечается высокая частота рецидивов после использования традиционных методов лечения. Разработка оперативного вмешательства, адекватного патологическому состоянию стопы у детей с детским церебральным параличом, является перспективным направлением в лечении данной категории пациентов

Прикрепленный файлРазмер
201103_699-703.pdf333.21 кб