Саратовский научно-медицинский ЖУРНАЛ

КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ ДО 2015 ГОДА

Резюме:

Рассмотрены современные аспекты демографической политики РФ, выявлены причины усиления депопуляции населения: низкая рождаемость, высокая смертность, миграция, отсутствие социальных условий. Установлено, что основными задачами демографической политики РФ являются: укрепление здоровья и продолжительности жизни населения, в том числе, укрепление состояния здоровья детей и подростков, формирование здорового образа жизни, повышение социального уровня жизни населения. При анализе Концепции демографической политики РФ выработаны приоритетные направления по ее реализации.

Концепция демографической политики РФ - систе­ма определений важнейших целей, задач, приоритетов воздействия на демографическое развитие. В ней сфор­мулированы важнейшие направления государственной политики РФ в области народонаселения до 2015 года. Она составляет правовое и идеологическое простран­ство, в рамках которого могут формироваться программ­ные документы по вопросам рождаемости и поддерж­ки семьи, здоровья и продолжительности жизни, миг­рации и иных аспектов демографического развития. Ее реализация предполагает устойчивое социально-эконо­мическое развитие страны, что обусловлено инерци­онностью демографических процессов и долгосрочно-стью достижения ожидаемых результатов.
В документе отмечается, что демографическая ситуация в РФ остается сложной . В результате пред­шествующего демографического развития наступила л продолжает усиливаться депопуляция населения. Этот процесс начался в первой половине 90-х годов и совпал с экономическим кризисом в стране.
С 1986 года происходит устойчивое сокращение эбщего прироста населения, который в 1991 году уменьшился почти в 8 раз. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне(0,7-0,9 млн. человек в год). Численность на­селения страны за 1992-2000 годы сократилась на 3,5 млн. человек и к началу 2001 года составила около 145 млн. чел. За 1992-2000 года число жителей со­кратилось в 65 из 89 субъектах РФ. В 27 регионах страны число умерших в 2-3 раза превышает число родившихся. [1].
Естественный прирост населения в 2000 году имел место только в 15 регионах. В последние 2 года ситу­ация с естественным воспроизводством населения еще больше обострилась. В 1999 году превышение числа умерших над родившимися составило в целом по стра­не 930 тыс. человек, в 2000 году- 958 тыс. человек. [2]. Депопуляция затронула почти все территории Рос­сийской Федерации.
Особую остроту приобрела проблема низкой рож­даемости. В 2000 году родилось 1260 тыс. человек, что на 730 тыс. чел, или в 1,6 раза меньше, чем в 1990 году. [3]. Это сокращение произошло, несмотря на существен­ное увеличение репродуктивных контингентов. Только за пятилетие (1994-1999 г.г.) численность лиц в возрас­те 18-25 лет увеличилась на 1,4 млн. человек.
Еще с конца 60-х годов рождаемость опустилась до уровня , немногим ниже необходимого для просто­го воспроизводства населения. Современные парамет­ры рождаемости в 2 раза меньше , чем требуется для замещения поколений. В настоящее время в Российс­кой Федерации в среднем на 1 женщину приходится 1,2 рождения при уровне, необходимом для простого воспроизводства населения , в 2,15. [4]. Экстенсив­ные факторы, хотя и привели в ряде регионов в 2000 году к некоторому увеличению числа родившихся, практически не изменили ситуацию.
Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодет-ности (1-2 ребенка), сближением параметров рожда­емости городского и сельского населения, отодвига­нием сроков рождения первого ребенка , ростом вне­брачной рождаемости. Все это не может сохранить демографический потенциал страны.
Ситуация с рождаемостью осложнена ухудшением положения с брачностью. По сравнению с 1990 годом общий коэффициент брачности в 2000 году снизился почти на треть.
Молодые пары все чаще отказываются от офици­альной регистрации брачных отношений. Как резуль­тат - распространение добрачных сожительств и не оформленных юридических браков. В 2000 году каж­дый четвертый ребенок рождался вне брака.
Депопуляция в Российской Федерации обуславли­вается не только низкой рождаемостью. Крайне острой проблемой является высокая смертность населения. Некоторое улучшение ситуации со смертностью в 1995-1998 годах оказалось непродолжительным. С 1999 года смертность населения страны вновь начала расти.
Низкий уровень здоровья населения репродуктив­ного возраста, высокая распространенность абортов, патология беременности и родов обуславливают высо­кие показатели материнской , перинатальной смертно­сти, мертворождаемости. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются и на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения стра­ны, которая в настоящее время составляет 65,9 года.
Общее сокращение численности населения , сни­жение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых создают опасность ослабле­ния политического , экономического и военного влия­ния России в мире, возможность дополнительных при­тязаний на территорию Российской Федерации.
Уменьшение численности молодежи , вступающей в трудоспособный возраст, вызывает опасность обо­стрения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной бе­зопасностью. По сравнению с 2000 годом, численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,14 млн. человек до 1,99 млн. человек. [5].
Сокращение численности детей и подростков приве­дет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать мате­риальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифи­цированных кадров в общеобразовательных, професси­ональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров, что может создать угрозу уси­ления внешней технологической зависимости России. Уже сегодня численность принимаемых в высшие учебные заведения практически совпадает с численностью выпус­кников общеобразовательных учреждений.
Реальная экономическая угроза связана с умень­шением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потен­циала страны. В условиях ожидаемого экономическо­го роста, сокращение численности экономически ак­тивного населения (по оценке Минэкономразвития на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет дефи­цит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран Среднего Вос­тока, Китая, Вьетнама.
В связи с постарением населения возникнет опас­ность дефицита рабочей силы, увеличение демографи­ческой нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся про­блемы с выплатами пенсий и социальных пособий.
Общее сокращение численности населения, сопро­вождающееся сокращением численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению.
Характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влия­ние на систему расселения населения Российской Федерации : будет происходить замещение иммигран­тами постоянных жителей ряда регионов страны (се­верные и приграничные территории), что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентра­ция вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности [6].
Отток из России квалифицированных кадров при­ведет к ослаблению научного, творческого и эконо­мического потенциала страны.
Целью демографической политики Российской Федерации сегодня является постепенная стабилиза­ция численности населения и формирования предпо­сылок последующего роста.
В Концепции отмечаются задачи демографической политики Российской Федерации.
В области укрепления здоровья и увеличения ожи­даемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевремен­ной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческом возрасте, среди подростков и лиц, трудоспособного возраста, улучшение репродук­тивного здоровья населения, увеличение продолжи­тельности здоровой (активной) жизни путем сокраще­ния заболеваемости, травматизма и инвалидности, улуч­шение качества жизни хронических больных и инвали­дов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.
В области стимулирования рождаемости и укреп­ления семьи- создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетной к среднему типу реп­родуктивного поведения семей. Всестороннее укреп­ление института семьи как формы наиболее рацио­нальной жизнедеятельности личности и ее нормаль­ной социализации, создание условий для самореали­зации, социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.
В области миграции и расселения - регулирование иммиграционных потоков с целью создания действен­ного механизма миграционного замещения естествен­ной убыли населения Российской Федерации, повыше­ние эффективности миграционных потоков путем дос­тижения соответствия их объемов , направлений и со­става перспективам социально-экономического разви­тия, обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.
В области укрепления здоровья и увеличения про­должительности жизни населения определены следу­ющие приоритеты:
Укрепление состояния здоровья детей и подрост­ков, прежде всего за счет совершенствования про­филактических мероприятий по снижению травм и от­равлений, курения, алкоголизма и наркомании; разви­тие физической культуры, отдыха и оздоровления, со­хранения репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно -диагностической помощи. Улучшение состояния здо­ровья населения в трудоспособном возрасте, в пер­вую очередь, за счет профилактических мероприятий по раннему выявлению болезней системы кровооб­ращения, новообразований и инфекционных болез­ней, сохранение здоровья пожилых людей, для кото­рых наиболее важны профилактика сердечно-сосуди­стых, онкологических , эндокринных заболеваний.
В проведении профилактической работы важно скоординировать действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными благотвори­тельными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения .Це­лесообразно возродить систему массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан.
Важнейшей задачей является внедрение в практи­ку жизнесохранительного поведения формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (осо­бенно для детей, подростков и молодежи). Важно обес­печить поддержку благотворительных акций и иници­атив, ставящих своей целью укрепление здоровья на­селения. Эти индивидуальные инициативы и благотво­рительные акции могут стать резервом в борьбе с факторами преждевременной смертности населения.
Особое внимание должно быть уделено снижению потреблении алкоголя и принятию мер , направлен­ных на ослабление последствий пьянства и алкоголиз­ма. При этом, система мер из области фискальной по­литики, административных ограничений, информаци­онных воздействий должна включать жесткий контроль качества алкогольной продукции и политику цен, сти­мулирующую переход к потреблению менее вредных типов алкогольных напитков. Ценовая политика долж­на , с одной стороны, не допустить переориентации населения на самодельные или нелегальные алкоголь­ные изделия, но в то же время ограничить потребле­ние легального алкоголя.
В этих целях также необходимо введение правил, запрещающих продажу алкоголя лицам, находящимся в состоянии сильного алкогольного опьянения и несовер­шеннолетним, запрет на продажу крепких алкогольных напитков в местах массового скопления населения.
В рамках мероприятий по улучшению психическо­го здоровья населения необходимо принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, кото­рые могут включать в себя создание новых и поддер­жку существующих телефонов доверия, совершен­ствование методов работы врачей -психологов, пси­хотерапевтов, социальных работников.
Требует значительного внимания проблема обес­печения доступности медицинской помощи больным с тяжелыми заболеваниями, нуждающимся в обсле­довании и лечении с применением дорогостоящих технологий, в первую очередь, в федеральных меди-1 цинских учреждениях.
Органы здравоохранения и социальной защиты при­званы активизировать комплексные меры по дальней­шему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с ВИЧ - инфекцией, ту­беркулезом, болезнями, передаваемыми половым путем. Особое внимание должно быть обращено на профилактику и лечение бесплодия, в связи с чем уместно разработать соответствующие программы, направленные на обеспечение ранней диагностики и лечение нарушений репродуктивного здоровья. С це­лью профилактики патологии беременности и родов, сохранения здоровья новорожденных, должны быть внедрены паспорта здоровья семьи, предусмотрены возможности повышения качества питания беремен­ных, оздоровления их в санаторно-курортных учреж­дениях. Одним из важнейших направлений является разработка и внедрение прогрессивных организаци­онных и перинатальных технологий, способствующих повышению качества медицинской помощи беремен­ным и новорожденным, развитие перинатальных цен­тров, разработка и внедрение в практику эффектив­ных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивной функции, разработка и внедрение стандартов по охране репро­дуктивного здоровья, проведение мероприятий по про­филактике нежелательной беременности, абортов и инфекций, передаваемых половым путем.
Информационное обеспечение реализации анали­зируемой Концепции предполагает использование дан­ных государственной статистики, итогов разработки предстоящей переписи населения и данных, создава­емого Государственного регистра населения Российс­кой Федерации, с целью предоставления населению достоверных данных о демографических проблемах страны и путях их решения. Уместно разработать сис­тему информационного обеспечения единой государ­ственной демографической политики, включив в нее специализированные телевизионные и радиопрограм­мы, издание специализированных газет и журналов, разработку учебных программ.
Следует активизировать начатую работу по созда­нию роликов (телесюжетов) социальной рекламы, на­правленной на пропаганду здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизни.
Специально организованная информационная кампа­ния должна быть рассчитана на формирование граждан­ской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости, общественного престижа семьи, переори­ентация системы ценностей на устойчивую семью с не­сколькими детьми, пропаганду здорового образа жизни.
Информационное воздействие на массовое созна­ние с помощью специальных технологий должно быть достаточно долговременным и последовательным, проработано стратегически и методически. Данная кам­пания должна объединять деятельность средств мас­совой информации на федеральном и региональном уровнях, информационных структур федеральных ми­нистерств и ведомств, участвующих в реализации Кон­цепции, общественных объединений и некоммерчес­ких организаций.
Требуется развитие системы информирования и повышения образовательного уровня населения о сер­дечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и других заболеваниях и их последствиях, по созданию и реализации единых установок по охране репродук­тивного здоровья и повышению ответственности на­селения за состояние своего здоровья.
 
Средства массовой информации призваны пропа­гандировать здоровый образ жизни, крепкую полную семью с несколькими детьми, формировать нацио­нальную идею через воспитание культа здорового че­ловека с оптимистическим мировоззрением. Через средства массовой информации следует проводить ра­боту, направленную на недопущение передачи от по­коления к поколению вредных поведенческих стерео­типов. Этой цели должны служить программы форми­рования здорового образа жизни, гигиенически рацио­нальных стереотипов поведения у детей и молодежи: занятие физкультурой и спортом, отказ от курения и т.д.
Необходимо развивать систему информирования населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, по­явлением на рынке опасных для здоровья товаров.
Необходимо создать материальную базу для повсе­местного введения в программы обучения в общеоб­разовательных и иных учебных заведениях курсов «Обеспечение безопасности жизни», разработать учебники и учебные пособия, обеспечить подготовку соответствующих преподавателей.
Должна быть разработана нормативно-правовая база для проведения государственной информацион­но-просветительской кампании, направленной на из­менение репродуктивных установок российской семьи, формирование общественного мнения в отношении необходимости укрепления института семьи, повыше­ния ценности детей и статуса родительства, перехода от малодетной к среднедетной семье.
Реализация Концепции предполагает:
объединение усилий государственных и обществен­ных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведе­ния и установок с целью сохранения и укрепления демог­рафического потенциала Российской Федерации; коор­динацию действий законодательных и исполнительных органов на федеральном, региональном и муниципаль­ном уровнях, направленных на оздоровление демогра­фической ситуации; разработку федеральных и региональ­ных планов действий и программ по достижению конк­ретных демографических результатов в рамках основных задач, сформулированных в Концепции, включающих сро­ки реализации и исполнения; концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российс­кой Федерации, привлечения дополнительных внебюд­жетных поступлений, включая средства международных организаций; обеспечение учета демографической ситу­ации в федеральных и региональных программах соци­ально-экономического развития; продвижение в реше­ния международных организаций, занимающихся вопро­сами демографии и миграции, положений, отвечающих приоритетам российской политики в этих областях.
На уровне органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации главными задачами в обла­сти улучшения демографической ситуации определены:
- разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;
- разработка и реализация территориальных целе­вых программ в области народонаселения, здравоох­ранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направ­ленные на улучшение положения семьи и детей;
- организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографи­ческой политики.
Концепция служит основой для формирования де­мографической политики в субъектах Российской Фе­дерации и разработки региональных планов по улуч­шению демографической ситуации.
Для обеспечения последовательности в выполне­нии положений Концепции, работа по ее реализации будет выполняться в несколько этапов.
На первом этапе предполагается:
-   реализация Плана первоочередных мероприя­тий на 2001-2003 годы по реализации Концепции де­мографической политики Российской Федерации; разработка и реализация региональных планов пер­воочередных мер, направленных на решение наи­более остро стоящих демографических проблем при­менительно к конкретным субъектам Российской Федерации;
-   разработка Основных направлений действий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспекти­ву, основывающихся на перспективах социально-эко­номического развития Российской Федерации, субъек­тов Российской Федерации, отдельных этнических групп населения и учитывающих региональные осо­бенности демографических процессов;
-   разработка плана реализации Основных направ­лений демографической политики Российской Феде­рации на 2003-2005 годы;
Реализация первоочередных мероприятий позво­лит создать нормативно-правовую базу проведения активной демографической политики и обеспечить условия дальнейшего социально-экономического раз­вития Российской Федерации.
На втором этапе (после 2003 года) предполагается:
-   выполнение плана реализации Основных направ­лений демографической политики Российской Феде­рации на 2003-2005 годы;
-   оценка результатов выполнения плана первооче­редных мероприятий на 2001-2003 годы по реализа­ции Концепции демографической политики Российс­кой Федерации и плана реализации Основных направ­лений демографической политики Российской Феде­рации на 2003-2005 годы;
-   разработка и реализация федеральной целевой программы, направленной на улучшение демографи­ческой ситуации в Российской Федерации на средне­срочную перспективу.
В результате проводимой в Российской Федерации работы, направленной на улучшение демографичес­кой ситуации, должна стабилизироваться численность населения за счет увеличения средней продолжитель­ности жизни, повышения в перспективе показателей рождаемости, снижения показателей смертности на­селения. Улучшится структура размещения произво­дительных сил, что, несомненно, окажет позитивное влияние на показатели социально- экономического развития России.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Российская газета, - 2006, - 26 мая.
2. Шелестов Д., Минаев В. Демографическая ситуация в
России. // Родина. 2002. - № 10. - С. 37-38.
3. Там же .
4. Бондарская Г.А. Изменение демографического пове­дения российских семей за 100 лет / Мир России. 1999. -№ 4. - С. 45.
5. Шелестов Д., Минаев В. Демографическая ситуация в России. // Родина». 2002.- № 10. - С. 40.
6. Шелестов Д. Миграционные процессы в России // Ро­дина. 1996.- № 10,- С. 27.
7. Экономика и жизнь. - 2000. - № 24.

Голосов пока нет